0 комментариев 1351

Чего нам ждать от проекта "ЭкзоМарс-2020"?

Каких достижений нам ждать в космической отрасли в 2020 году?

2019 год запомнится нам запуском космической обсерватории "Спектр-РГ". Космические телескопы окинут своим  рентгеновским взглядом всю Вселенную и составят для нас ее подробную карту. Но в 2020 году, помимо дальних просторов космоса, мы будем следить за ближайшими к нам соседями по солнечной системе, например, за Марсом. В следующем году начнется реализация второго этапа международного проекта "ЭкзоМарс-2020", призванного изучить состав поверхности красной планеты, а также подпочвенный слой. И, разумеется, вновь приблизиться к ответу на вечный вопрос — есть ли жизнь на Марсе?

Проект «ЭкзоМарс» — это совместный российско-европейский проект по исследованию красной планеты. Проект реализуется в два этапа. Первая миссия стартовала в 2016 году. Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) приступил к наблюдениям атмосферы и поверхности планеты с весны 2018 года. Второй этап проекта в 2020 году предусматривает доставку на поверхность Марса российской посадочной платформы с европейским автоматическим марсоходом на борту. На марсоходе установлен комплекс научной аппаратуры, в который входят два российских прибора. Главная цель исследований с борта марсохода — непосредственное изучение поверхности и атмосферы Марса в окрестности района посадки, поиск соединений и веществ, которые могли бы свидетельствовать о возможном существовании на планете жизни.

Россия отвечает за посадочную платформу, которая доставит марсоход на поверхность планеты. После схода марсохода платформа начнёт работать как долгоживущая автономная научная станция. На её борту будет установлен целый комплекс научной аппаратуры для изучения состава и свойств поверхности Марса. Россия также предоставляет для запуска ракету-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». В рамках обоих этапов в России будет создан объединенный с Европейским космическим агентством (ESA) наземный научный комплекс проекта «ЭкзоМарс» для приёма, архивирования и обработки научной информации.

Источник: ESA

Международная рабочая группа по выбору места посадки проекта «ЭкзоМарс» (ExoMars Landing Site Selection Working Group или LSSWG) в ноябре 2018 года рекомендовала равнину Оксия (Oxia Planum) для посадки аппаратов миссии «ЭкзоМарс –2020».

Глобальная карта Марса, обозначено положение равнины Оксия и долины Маврта — двух «кандидатов» в места посадки аппаратов миссии «ЭкзоМарс-2020» (c) NASA/JPL/USGS. Источник: http://exomars.cosmos.ru/

Место посадки марсохода отвечает определенным требованиям. Здесь должны быть заметны следы действия воды в геологическом прошлом Марса, так как именно вода считается важнейшим условием для появления жизни. Во-вторых, ландшафт должен быть достаточно разнообразным, чтобы марсоход мог исследовать различные образования вблизи места посадки — предполагается, что аппарат за 218 марсианских дней преодолеет около двух км. В-третьих, необходимо соблюсти требования к безопасности посадки. Район должен быть достаточно низким, чтобы при спуске дополнительным тормозом стала атмосфера, и ровным. Учитываются и типичные скорости ветра на красной планете.

Равнина Оксия (Oxia Planum) расположена вблизи экватора в северном полушарии Марса, к востоку от равнины Хриса, около границы высокогорных регионов и низменностей. По имеющимся данным, здесь не очень много крупных ударных кратеров, но достаточно много сухих русел, которые сливаются в более крупные по направлению к более низкой равнине Хриса.

Равнина Оксия на снимке камеры высокого разрешения HiRISE на борту аппарата Mars Reconnaissance Orbiter (НАСА) (с) NASA/JPL/University of Arizona