Летом этого года портал "Научная Россия" побывал в уникальном месте - Ботаническом саду в Южно-Сахалинске. Долгое время сад был недоступен для жителей города. Однако сегодня он открыт для посещения, а новый директор Алексей Салохин старается привлекать всё больше людей. На территории сада установлены специальные тропы, по которым можно передвигаться без угрозы для растений, в том числе редких видов. Какие задачи стоят перед новым руководителем? Какие редкие виды растений можно увидеть в Ботаническом саду? В чем секрет знаменитого сахалинского высокотравья? На эти и другие вопросы отвечает  Алексей Салохин.

Алексей Владимирович Салохин – кандидат биологических наук, директор Сахалинского филиала Ботанического сада-института ДВО РАН.

- Расскажите, чем уникален Ботанический сад Сахалина?

- Сахалинский филиал Ботанического сада-института ДВО РАН расположен в городе Южно-Сахалинске. Он раскинулся на площади более 40 гектаров. Большую его часть занимает естественный лес, который представляет большую ценность для науки. Также на территории расположены коллекционные и экспозиционные участки, на которых представлено более 2 тыс. таксонов растений из разных уголков Земли.

Благодаря уникальному климату здесь произрастают растения не только с Сахалина или Курил, но даже с Кавказа, Тибета и даже из Южной Америки. У нас зимуют субтропические растения из-за снежного покрова, который сохраняется на протяжении всей зимы и защищает от морозов. Поэтому сад – уникальная территория, на которой собраны коллекционные растения, естественные природные участки, а также представлено знаменитое сахалинское высокотравье. Наш сад – единственный в своем роде, поскольку расположен в островной части России. Мы сотрудничаем с другими ботаническими садами, работаем над совместными проектами и обмениваемся растениями.

- Какова научная значимость этого объекта?

- Дело в том, что мы не автономная организация, а филиал Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН. Наш сад – один из трех садов Дальнего Востока России, расположенных на протяжении значительного климатического градиента. Наш сад находится в субокеаническом климате, а например Амурский филиал – в резко континентальном. На этой большой территории мы можем отслеживать не только адаптогенные свойства растений, но и климатогенные изменения. Все это соединяется воедино и создает общую картину.

"НА САХАЛИНЕ ПРЕКРАСНАЯ ПРИРОДА, КОТОРУЮ МНОГИЕ МЕЧТАЮТ УВИДЕТЬ. А МЫ ЭТО ВИДИМ, МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕМ. И ЭТО ПРЕКРАСНО!"

- Как сосуществуют здесь растения из разных регионов?

- Это всё природа Сахалина. Конечно, мы помогаем им, ухаживаем. Некоторые растения помещаются в теплицы. Они не отапливаются, но, тем не менее, в них хорошо зимуют растения, например, из Латинской Америки.

Жимолость Толмачева - Lonicera tolmatchevii Pojark. Вид включен в Красную книгу Сахалинской области (2005).

Фото: Красная книга России

- Как поддерживать состояние этой уникальной природы Сахалинского региона?

- За состоянием природы следит сама природа. Она не нуждается в помощи, она нуждается в защите и охране ценных территорий, на которых произрастают уникальные растения. В этом и заключается задача Ботанических садов.

В уходе и защите нуждаются наши коллекционные растения. Сорняки и аборигенные растения, которые истинно растут на Сахалине, очень агрессивны и могут угнетать пришлых.

- Как вы совмещаете охранную деятельность и экскурсионную часть?

- Мы проводим экскурсии по специальным дорожкам. Но здесь, как и во всех ботанических садах запрещена иная деятельность – катание на велосипедах или на роликах, разжигание костров, купание в водоемах и т.д.

- Как часто вы проводите экскурсии? У вас работают экскурсоводы или волонтеры?

- Экскурсии проводят научные сотрудники. Иногда и я подключаюсь. В этом году мы стали проводить их довольно часто. Разумеется, мы набираем группу людей по записи и водим их по так называемым экологическим тропам.

- А кто больше интересуется – дети, молодежь или взрослые?

- На самом деле, все. К нам приходят группы детей из лагеря, молодые мамы с колясками и даже группы семей. Городу действительно интересен Ботанический сад, тем более что открыли его для посещения совсем недавно. Здесь можно много чего увидеть, и есть о чем рассказать. Дети, конечно, сразу кричат – «Покажите нам ядовитые растения!», те, кто постарше, интересуются лекарственными или редкими видами.

- Какие самые редкие виды растений представлены в вашем саду?

- Пожалуй, самое редкое растение – сахалинский прострел или сахалинская сон-трава, как ее называют здесь. В природе насчитывается чуть более 200 экземпляров. У нас в коллекции растут 2 экземпляра. В этом году он, к сожалению, не зацвел, потому что зима была малоснежной.

Помимо прострела можно назвать жимолость Толмачева, первоцвет сахалинский, которые произрастают только на Сахалине.

- Сад обладает невероятным научным потенциалом. К вам приезжают студенты или аспиранты на стажировки?

- Конечно. Буквально недавно закончилась экспедиция у коллег из Санкт-Петербурга. Группа изучала лишайники, большая коллекция которых представлена в нашем Ботаническом саду. Она была собрана на Сахалине и в принципе со всего Дальнего Востока.

- В чем уникальность растений острова Сахалин? Чем они отличаются от растений других регионов?

Прострел сахалинский — Рulsatilla sachalinensis Наrа. Внесен в "Список объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Сахалинской области".

Фото: Ботанический сад

- Все знают о сахалинском высокотравье. Есть множество гипотез, почему растения такие высокие. Одна из них – большое количество снега. Все растения начинают расти еще весной под снежным покровом. Когда снег сходит, некоторые виды уже вырастают до 20-30 сантиметров.

При этом многие растения Сахалина не могут расти в других регионах. Чтобы адаптировать их, приходится прибегать к интродукционным хитростям.

В целом на Сахалине очень интересная флора. Здесь и японский элемент, на юге острова – нечто субтропическое, а на севере встречается вечная мерзлота, где деревья ниже грибов. Так что здесь, действительно, уникальная природа, богатое царство флоры.

- Каким вы видите сад в будущем? Какие задачи стоят перед вами?

- Задач, на самом деле, много, и времени на это потребуется много. У нас мало людей, поэтому приходится обращаться за помощью к волонтерам. Благо, в городе развито волонтерское движение – многие откликаются, помогают. Конечно, хотелось бы, чтобы сад стал изюминкой Южно-Сахалинска и всей России, чтобы сад стал настоящей достопримечательностью. На Сахалине прекрасная природа, которую многие мечтают увидеть. А мы это видим, мы здесь живем. И это прекрасно!