Биолог МГУ нашёл ген, мутация в котором ограничивает рост голубиного гороха

Эти результаты будут использованы для создания ДНК-маркеров, удобных для быстрого генотипирования растений в ходе селекции

Сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с иностранными коллегами изучил и идентифицировал ген, мутация в котором приводит к ограничению роста голубиного гороха. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Theoretical and Applied Genetics.

«Работа была посвящена идентификации гена, мутация в котором приводит к детерминантному, то есть ограниченному, типу роста у голубиного гороха Cajanus cajan — важной зернобобовой культуры из Индии. Было установлено, что этот ген гомологичен гену TERMINAL FLOWER1 у модельного растения Arabidopsis thaliana семейства Крестоцветные. У Arabidopsis мутации в этом гене приводят к образованию верхушечного цветка, у Бобовых, в том числе и голубиного гороха, — к формированию верхушечного соцветия», — рассказал Андрей Синюшин, автор статьи, кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Для идентификации мутации ученые использовали точное картирование гена на хромосоме. Это позволило определить ген-кандидат, последовательность которого затем была определена у большой коллекции сортов "голубиного гороха". Удалось установить, что все сорта с детерминантным (ограниченным) ростом имеют одну и ту же мутацию - потерю небольшого фрагмента гена, сходного с известным геном Arabidopsis. На основе мутантной копии гена был создан ДНК-маркер, который наследовался у гибридов вместе с измененной структурой соцветия, то есть у растений, имеющих ограниченный рост, была только мутантная форма гена.

«Результаты работы имеют определенный фундаментальный интерес с точки зрения изучения генетической регуляции развития растений, в том числе Бобовых, для которых, в отличие от модельных объектов, характерно сложное соцветие. Кроме того, эти результаты будут использованы для создания ДНК-маркеров, удобных для быстрого генотипирования растений в ходе селекции», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из ICRISAT (Индия) и Университета Квазулу-Натал, ЮАР.

гены голубиный горох мутации