0 комментариев 1348

Безропотные опыты: 24 апреля – день защиты лабораторных животных

Изображение кролика в круге или знак «V» - veganism: это обозначение подсказывает, что производитель не одобряет использование подопытных животных. 24 апреля - День защиты лабораторных животных

Изображение кролика в круге или знак «V» - veganism: на этикетках продукции, при изготовлении которой не проводили эксперименты над животными, ставят обозначение, которое подсказывает: производитель не одобряет использование подопытных животных при разработках и тестах. 24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных.

В 1979 году Национальное анививисекционное общество учредило дату, когда противники лабораторных опытов над животными проводят акции протеста, демонстрации в защиту подопытных животных. 24 апреля – это день рождения лорда Даудинга, главного маршала авиации, который во время битвы за Британию в 1940 году сыграл важную роль. После войны он стал президентом Национального анививисекционного общества (NAVS) и пропагандировал отказ от экспериментов над животными в Палате лордов.

В IV и III веках до нашей эры Аристотель и Эразистрат проводили первые опыты с участием животных. Древнеримский врач Гален во II веке нашей эры вскрывал свиней и коз. Арабский врач Ибн Зухр в XII веке отрабатывал навыки хирургии на животных – живых существ в лабораториях использовали на протяжении всей истории науки. Понятие «лабораторное животное» сложилось в конце XIX  века, со всплеском экспериментальной биологии и медицины.

В середине прошлого века в мире развернулось движение «Красота без жестокости» – часть косметических предприятий начали использовать растительное сырье и не тестировать продукцию на животных. Кроме того, зоозащитники ищут альтернативы опытам на животных в образовательных целях: часть вузов заменяют препарирование животных видеоматериалами и компьютерными программами. Практические навыки студенты таких институтов получают в операциях над трупами животных, которые умерли естественной смертью, погибли в результате несчастного случая или были усыплены из-за неизлечимой болезни.

Сегодня мышей, кроликов, обезьян, собак используют для испытания лекарств, косметических средств, пищевых добавок: основные заказчики испытаний – фармацевтические и косметические компании. По разным подсчетам в год погибает от 50 до 150 миллионов лабораторных животных.

Юридическое отношение к лабораторным животным отличается в разных странах. В Великобритании был принят первый в мире закон против жестокости в отношении животных в 1876 году. В руководстве «По содержанию и использованию лабораторных животных» США указано, что над животными возможны любые эксперименты, если доказана их научная необходимость. В ряде стран ученые используют концепцию гуманного использования животных в экспериментах, которая получила название концепция «Трех R»:

Replacement – замена: применение альтернативных методов, в том числе математических и методов компьютерного моделирования вместо опытов над животными в случаях, если это возможно.

Reduction – сокращение: достижение результатов с использованием минимального количества животных.

Refinement – улучшение: улучшение условий содержания лабораторных животных и использования их в экспериментах.

Фото на главной: 123rf.com