0 комментариев 548

Беспилотники помогут ученым Самарского университета в поисках следов древних мадьяров

Эксперименты проводятся в ходе археологических раскопок в рамках совместного международного мультидисциплинарного проекта "Ранние мадьяры на Волге"

Ученые Самарского университета приступили к серии экспериментов по использованию беспилотных летательных аппаратов для поиска древних захоронений. Эксперименты проводятся в ходе археологических раскопок на территории курганно-грунтового могильника в окрестностях села Малая Рязань в Ставропольском районе Самарской области, сообщает пресс-служба Самарского университета. Раскопки организованы в рамках совместного международного мультидисциплинарного проекта "Ранние мадьяры на Волге". Целью проекта является изучение археологических памятников, связанных с древней историей венгров.

В ходе экспериментов ученые обследуют предполагаемый район раскопок с помощью трех приборов, установленных на беспилотниках: лидара, тепловизора и гиперспектрометра. Технология воздушного лазерного сканирования (LiDAR - Light Identification Detection and Ranging), моделирующая рельеф исследуемой территории с точностью до одного сантиметра, последние годы все чаще используется ведущими археологами мира, позволяя делать открытия в местах, казалось бы, уже хорошо исследованных. Самарские археологи, в свою очередь, надеются с помощью лидара выявить аномалии в рельефе, которые будут указывать на возможное местонахождение захоронений.

Однако основной интерес у ученых вызывают съемки в инфракрасном диапазоне. Археологи проверяют гипотезу - можно ли с помощью тепловизора увидеть с высоты полета находящиеся под землей могильные камни? Дело в том, что нагретая за день солнцем почва из-за своих физических свойств будет остывать вечером после захода солнца значительно быстрее, чем лежащие в ней камни, а значит, крупные камни, медленно остывающие под землей, как предполагают ученые, можно будет увидеть в инфракрасной части спектра.

Еще одним прибором, взятым на вооружение самарскими археологами, стал гиперспектрометр. С помощью этого прибора можно увидеть спектральные аномалии обследуемой территории, получить данные о химическом составе почвы. Кроме того, гиперспектрометр может снимать в том числе и в инфракрасном диапазоне, действуя как тепловизор.

Источник: ssau.ru