Белок в сетчатке птиц помогает им чувствовать магнитное поле

Ученые установили, действие какого глазного белка может объяснить сверхъестественную способность птиц ощущать магнитное поле Земли, - пишет Sciencenews.org. Этот внутренний компас помогает птицам добираться домой из незнакомых мест и мигрировать на десятки тысяч километров.

На протяжении десятилетий ученый считали, что удивительная способность птиц к ориентации в пространстве объясняется железосодержащими клетками в птичьих клювах. Но недавно исследователи обнаружили весомые доказательства того, что некоторые глазные белки позволяют птицам чувствовать магнитные поля.

Сразу два новых исследования - одно, про зебровых амадин, опубликованное 28 марта в «Journal of the Royal Society Interface», другое, про зарянок, опубликованное 22 января в «Current Biology», - выделяют светочувствительный белок Cry4 , обнаруженный в сетчатке. Если предположения верны, это будет первый случай определения молекулы, ответственной за восприятие магнитных полей у животных.

Cry4 является частью класса белков, называемых криптохромами, которые участвуют в циркадных ритмах и биологических циклах сна. По меньшей мере, некоторые из этих белков также реагируют на магнитное поле Земли благодаря необычности квантовой механики.

Пинзон-Родригес  - биолог из Университета Лунда в Швеции – и его коллеги исследовали сетчатку, мышцы и мозг 39 зебровых амадин на присутствие белков Cry1, Cry2 и Cry4, чтобы выяснить, какой из трех криптохромов отвечает за внутренний компас птиц. Ученые обнаружили, что уровни Cry1 и Cry2 растут и снижаются в течение дня, следуя ритмической схеме, а  уровень Cry4 остается неизменными, что указывает на стабильное производство белка. Ученые предположили, что зебровые амадины используют магнитные компасы в любое время дня и ночи и ответствен за это Cry4.

Зарянки тоже продемонстрировали постоянный уровень Cry4 в течение 24-часового цикла и повышение уровня во время сезона миграций.  Кроме того, исследователи обнаружили Cry4 в области сетчатки глаза, которая получает много света – то есть в максимально выгодном положении работы внутреннего компаса.

«У нас довольно много фактов, но [действие Cry4] еще не может считаться доказанным», - заявил Хенрик Мурицен -  эксперт по передвижениям животных в Институте биологии и экологических наук в Ольденбурге (Германия), который участвовал в исследовании зарянок.  Более четкие доказательства могут быть получены при наблюдении за птицами без функционирующего белка Cry4, чтобы понять, продолжает ли внутренний компас действовать.  И даже тогда, по мнению  Хенрика, мы все еще не сможем понять, как на самом деле птицы воспринимают магнитные поля. Чтобы знать это, нужно быть птицей.

cry4 магнитное поле миграции птиц птицы сетчатка глаза