Приборы на Очень Большом телескопе Европейской космической обсерватории в Чили зафиксировали детальный снимок звездного неба в районе туманности LHA 120-N55, наполненной оставшимся от звездообразования горящим газом, сообщает пресс-служба ЕКО. С помощью подобных снимков астрономы изучают условия во Вселенной, где рождаются звезды.

На снимке представлено светящееся газовое облако LHA 120-N55, или просто N55, расположенное в соседней с нами галактике Большое Магеллановое облако, в 163 млн световых лет от нас. Облако N55 расположено внутри супергигантского пузыря под названием LMC 4. Такие суперпузыри, размером в сотни световых лет, образуются из-за сильных ветров и ударных волн во время взрывов суперновых. Взрыв выкидывает большую часть газа и пыли, которая изначально окружает объекты и создает огромную полость, похожую на пузырь. При этом начинают образовываться новые звезды.

Во время взрыва материал, из которого образовано N55, сохранился в небольшом количестве в кармане газа и пыли. Теперь это отдельно стоящая туманность внутри суперпузыря и группы ярких голубых и белых звезд, известных как LH 72, — они образовались спустя сотни млн лет после событий, которые надули суперпузырь. Звезды в группе LH 72 молодые и не виновны в опустошении пространства вокруг N55. Это уже второй раунд звездного рождения в регионе.

На молодость звезд указывает их впечатляющий цвет. Это результат очистки атомов водорода от электронов в N55, что заставило газ светиться характерным розоватым цветом. Астрономы распознают эту знаменательную подпись пылающего водородного газа в качестве отличительного признака новорожденных звезд.

Пока в регионе N55 спокойно, но в будущем его ожидают сильные потрясения. Примерно через несколько миллионов лет некоторые массивные и яркие звезды в LH 72 превратятся в суперновую и рассеют содержимое N55. В результате внутри суперпузыря надуется еще один пузырь, и цикл рождения и смерти звезд продолжится.

Этот снимок сделан с помощью инструмента FOcal Reducer и дисперсионного спектрографа FORS2, установленных на Очень Большом телескопе. Наблюдение на нем идет в рамках программы Cosmic Gems, цель которой — сделать интересные и привлекательные снимки в образовательных и информационных целях для широкой публики. В программе используют телескопы, которые не могут быть использованы для научных целей.

Портал Научная Россия ранее рассказывал о программе Cosmic Gems в связи со снимком гигантской туманности под названием «Креветка», или Gum 56.