Как Креветка стала звездной колыбелью

2,2-метровый телескоп в Чили сфотографировал туманность Gum 56, которая миллионы лет служит колыбелью для звезд.

Четкий красивый снимок гигантской туманности под названием «Креветка», известной также как Gum 56 или IC 4628, опубликовала Европейская южная обсерватория (ESO). Снимок сделан на 2,2-метровым телескопом MPG/ESO, расположенном в обсерватории Ла Силья в Чили.

Туманность Gum 56 названа по имени австралийского астронома Колина Стэнли Гама (Colin Stanley Gum), который в 1955 году опубликовал каталог региона H II, где она находится. Этот регион не так уж сильно изучен астрономами, хотя в нем расположены два очень необычных голубых гиганта, а сама туманность «Креветка» хорошо заметна в инфракрасных и радиоволнах. Ее диаметр около 250 световых лет, но из-за слабой светимости, ведь большая часть излучения невидима главу, наблюдатели ее часто пропускают. Креветка расположена на расстоянии 6000 световых лет от нас. Ее проекцию, размером раза в четыре больше, чем полная Луна, видно в созвездии Скорпион.

На опубликованном снимке туманность освещена рожденными внутри нее молодыми горячими звездами, образованными всего несколько миллионов лет назад. Они собраны в три кластера и ярко светятся в ультрафиолетовом диапазоне. Именно свет этих молодых звезд заставляет светиться тучи газа в туманности. Происходит это благодаря процессу ионизации, когда каждый химический элемент испускает свет в характерном для него спектре. К примеру, гигантские тучи водорода в туманности видны в густом красном цвете.

Большая часть ионизации в Gum 56 порождена звездами класса О — голубыми гигантами. Это редкий класс звезд. Они долго не живут из-за своей большой массы. Через несколько миллионов лет существования они коллапсируют и превращаются в суперновые, также как большинство массивных звезд внутри туманности. Портал Научная Россия рассказывал уже об этом классе звезд, который изучается на 2,2-метровом телескопе в Чили.

Примечательно, что этот регион туманности полон пыли и газа, из которых создаются новые генерации звезд. Колыбель звезд видна на снимке в виде плотных туч.

Снимок сделан по программе Cosmic Gems (Космические самоцветы) с помощью камеры широкого обзора Wide Field Imager, установленной на телескопе в Чили. Эта программа использует время телескопа в промежуткам между научными наблюдениями специально, чтобы сделать интересные красивые снимки космических объектов. Всю съемку можно использовать для научных целей, данные доступны ученым через архив ESO.

голубые гиганты европейская южная обсерватория туманность креветка