Определён «звёздный путь» до Большого Магелланова облака

По новым данным ESO, расстояние до этой галактики составляет 163 тысячи световых лет; этот результат позволит избавиться от многих неточносте

После почти десяти лет тщательных наблюдений международная группа астрономов в Европейской южной обсерватории измерила расстояние до соседней с нашей галактики, Большого Магелланова облака (БМО), с большей точностью, чем когда бы то ни было ранее. Новые измерения улучшают наши знания о скорости расширения Вселенной и являются важнейшим шагом на пути к пониманию природы таинственной тёмной энергии, из-за которой это расширение ускоряется. Группа использовала телескопы обсерватории ESO Ла-Силья в Чили, а также некоторые другие телескопы в различных точках Земли.

Масштабы во Вселенной астрономы обычно определяют так: сначала измеряют расстояния до близких к нам объектов, а затем используют объекты этого класса как стандартные для определения все более далеких расстояний в космосе. Но точность этой цепочки определяется её наиболее слабым звеном. Именно поэтому знание точного расстояния до БМО так важно.

Теперь тщательные наблюдения редкого класса двойных звёзд позволили учёным получить гораздо более точное значение этого расстояния: 163 тысячи световых лет.

Такой результат позволяет уточнить оценки расстояний до многих цефеид – переменных звёзд особого класса, которые служат своеобразными эталонами при определении расстояний до более удалённых галактик и при измерении индекса скорости расширения Вселенной – постоянной Хаббла. А это, в свою очередь, позволяет проложить мостик к измерению расстояний до самых далёких галактик, которые можно наблюдать с существующими телескопами.

«Я очень взволнован. Ведь астрономы в течение ста лет пытались точно измерить расстояние до Большого Магелланова Облака, и это оказалось крайне трудной задачей. И вот теперь мы решили эту задачу, достигнув убедительной точности измерений в два процента», – говорит Вольфганг Гирен (Wolfgang Gieren) из чилийского университета Консепсьон, один из руководителей научного коллектива.

Добиться этого астрономам помогло наблюдение редко встречающихся тесных звёздных пар, известные как затменные двойные. Если смотреть с Земли, то их суммарный блеск периодически падает, причём величина этого падения различается в зависимости от того, в каком порядке звёзды затмевают друг друга при взаимном обращении. Тщательно отслеживая эти вариации блеска и при этом измеряя орбитальные скорости звёзд, можно найти их размеры, массы и орбитальные параметры. В сочетании с тщательными измерениями общей яркости и цветов звёзд этот подход позволяет получить расстояние до них с высокой точностью.

большое магелланово облако галактики европейская южная обсерватория звёзды космология