Обнаруженная черная дыра удалена от нас на два миллиарда световых лет, ее масса в 30 миллиардов раз превышает солнечную, сообщает Даремский университет (Великобритания). Подробно открытие описано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Команда астрономов обнаружила новый объект, использовав технику гравитационного линзирования – явления, при котором объект на переднем плане преломляет свет от более удаленного объекта и увеличивает его. Впервые гигантскую дугу гравитационной линзы ученые заметили еще в 2004 году на изображениях далекой галактики Abell 1201. Позже на основе снимков от телескопа «Хаббл» ученые создали компьютерную симуляцию и включали в нее черные дыры разной массы, чтобы проверить, как бы они преломляли свет. Черная дыра, в 32,7 миллиардов раз массивнее Солнца, создала бы именно такой эффект линзы, который ученые наблюдали на реальных изображениях.

Это первая черная дыра, обнаруженная с помощью гравитационной линзы. «Большинство самых больших черных дыр, о которых мы знаем, находятся в активном состоянии, когда вещество, притянутое близко к черной дыре, нагревается и высвобождает энергию в виде света, рентгеновских лучей и другого излучения», – поясняют авторы работы.

Гравитационное линзирование же позволяет изучать неактивные черные дыры, что в настоящее время невозможно в далеких галактиках. Поэтому новый подход, который использовали в этом исследовании, может позволить обнаружить гораздо больше черных дыр.

Пример моделирования.