С помощью радиотелескопов ALMA, ученые из Японии изучили галактику MACS0416_Y1, которая находится от нас расстоянии 13,2 миллиарда световых лет в созвездии Эридан. В этой галактике скопилось очень много пыли от умерших звёзд – такое количество не может объяснить ни одна стандартная модель, что заставляет учёных переосмыслить историю звездообразования, говорится в пресс-релизе на сайте ALMA. Сейчас астрономы полагают, что в MACS0416_Y1 произошло два интенсивных звездных «бума»: один через 300, а другой через 600 миллионов лет после Большого взрыва.

Хотя звезды и считаются ведущими актерами на сцене Вселенной, есть и не менее важные актеры второго плана: звездная пыль и газ. Космические облака пыли и газа являются местами звездообразования и умелыми рассказчиками истории Вселенной.

«Пыль и относительно тяжелые элементы, такие как кислород, распространяются в космосе во время гибели звезд, – сказал Йоичи Тамура ( Yoichi Tamura), доцент Нагойского университета (Япония) и ведущий автор исследования. – Следовательно, обнаружение пыли в определенный момент времени указывает на то, что многие звезды уже сформировались и умерли задолго до этого».

Используя ALMA (Большой миллиметровый / субмиллиметровый массив Atacama), Тамура и его команда обнаружили далекую галактику MACS0416_Y1. Сигналы радиоизлучения из этой галактики, которые ученым удалось зафиксировать, долетали до нас 13,2 миллиарда лет. Другими словами, они дают представление о том, как галактика выглядела 13,2 миллиарда лет назад, то есть всего через 600 миллионов лет после Большого взрыва.

При этом Космические телескопы «Хаббл», и «Спитцер», а также Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории наблюдали свет от звезд в галактике; и, судя по цвету световой волны, этим звёздам всего около четырёх миллионов лет.

Как отмечают ученые, за четыре миллиона лет такое количество пыли не могло образоваться. А это значит, что в галактике скрываются старые звёзды, которые, возможно, уже погибли.

Чтобы объяснить эту странную «пылевую инфляцию», астрономы создали новую модель, которая не предполагает сильных расхождений с нынешними представлениями ученых о процессах, происходящих во Вселенной. Согласно ей, первый всплеск звездообразования в галактике MACS0416_Y1 начался через 300 миллионов лет после Большого взрыва и длился 100 миллионов лет. После этого активность звездообразования на некоторое время затихла, а затем возобновилась через 200 миллионов лет. Исследователи считают, что ALMA наблюдала эту галактику в начале второго поколения звездообразования.

[Фото: NAOJ]