Астрономы МГУ смоделировали кривую блеска сверхновой

В результате были определены параметры предсверхновой звезды

Сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова провели численное моделирование кривой блеска сверхновой 2013dx. О своей работе ученые написали в статье, которая была опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Было проведено численное моделирование кривой блеска сверхновой 2013dx, ассоциированной с гамма-всплеском 130702A. В результате были определены параметры предсверхновой звезды: масса звезды составила около 25 солнечных, радиус — сто радиусов Солнца, энергия взрыва — 3.5*1052 эрг»,— рассказала Мария Пружинская, один из авторов статьи, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник отдела изучения Галактики и переменных звезд Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова.

В ходе работы для моделирования авторы работы использовали радиационно-гидродинамический код Стелла.

«Сверхновых, ассоциированных с гамма-всплесками, всего 40 штук, и только половина из них подтверждена спектрально. Сверхновая 2013dx занимает второе место в мире по количеству фотометрических наблюдений среди сверхновых с гамма-всплесками. До сих пор неясно, почему часть гамма-всплесков сопровождается феноменом сверхновой, а часть — нет. Кроме того, неясен и сам механизм взрыва гамма-всплесков. Детальное исследование подобных сверхновых поможет пролить свет на эти вопросы», — заключила Мария Пружинская.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института космических исследований РАН, Института солнечно-земной физики СО РАН, Института теоретической и экспериментальной физики, Крымской астрофизической обсерватории, Обсерватории Ондржеев (Чехия), Государственного университета имени Ильи Чавчавадзе (Грузия), Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина (Украина) и из Астрономического института имени Улугбека Академии наук Узбекистана.

предсверхновая звезда радиационно-гидродинамический код стелла сверхновая сверхновая 2013dx