Шведские ученые разработали новый метод анализа экзопланет, позволяющий изучать их более детально, сообщает Лундский университет. Используя этот метод, описанный в журнале Astronomy and Astrophysics, они впервые обнаружили в атмосфере экзопланеты редкий металл тербий – в ионизированном виде.

KELT-9 b – самая горячая экзопланета галактики, вращающаяся вокруг своей далекой звезды на расстоянии около 670 световых лет от Земли. KELT-9 b относится к особому классу экзопланет – «горячим Юпитерам». Массой она сопоставима с Юпитером, но находится намного ближе к своей звезде, поэтому средняя температура на планете достигает 4000 градусов по Цельсию.

Большинство экзопланет находятся благодаря измерениям яркости звезд. Когда экзопланета проходит перед своей звездой, яркость звезды уменьшается. Благодаря передовому методу измерения шведским исследователям удалось отфильтровать доминирующие сигналы в атмосфере KELT-9 b. Так ученые открыли в ее атмосфере семь элементов, в том числе редкое вещество тербий, которое никогда прежде не было обнаружено в атмосфере какой-либо экзопланеты.

Тербий – редкоземельный металл, относящийся к лантаноидам. Вещество было открыто в 1843 году шведским химиком Карлом Густавом Мосандером на Стокгольмском архипелаге. Этот металл очень редко встречается в природе, и сегодня 99% мирового производства тербия приходится на горнодобывающий район Баян-Обо во Внутренней Монголии.

[Иллюстрация: Astronomy and Astrophysics]