Исследователи смогли изучить отделившийся хвост благодаря данным космического корабля ESA Solar Orbiter, который недавно пролетел совсем рядом с остатками хвоста кометы ATLAS, сообщает пресс-служба Королевского астрономического общества.

Комета ATLAS распалась на части как раз перед тем, как подошло к Солнцу на максимально близкое расстояние. Она оставила свой прежний хвост, уходящий в космос в виде тонких облаков пыли и заряженных частиц. За этим распадом наблюдал телескоп «Хаббл» в апреле 2020 года, но совсем недавно космический корабль ESA Solar Orbiter пролетел рядом с остатками хвоста в ходе своей текущей миссии.

Используя комбинированные измерения, полученные всеми приборами Solar Orbiter на месте, ученые реконструировали встречу корабля с хвостом ATLAS. Полученная модель показывает, что окружающее межпланетное магнитное поле, переносимое солнечным ветром, «драпируется» вокруг кометы и окружает центральную область хвоста более слабым магнитным полем.

Кометы обычно характеризуются двумя отдельными хвостами; один – это хорошо известный яркий изогнутый пылевой хвост, другой – обычно более слабый – ионный хвост. Ионный хвост возникает в результате взаимодействия кометного газа с окружающим солнечным ветром, горячим газом заряженных частиц, который постоянно «дует» от Солнца и пронизывает всю Солнечную систему.

Когда солнечный ветер взаимодействует с твердым препятствием, например кометой, считается, что его магнитное поле изгибается и «драпируется» вокруг него. Одновременное присутствие «драпировки «магнитного поля и кометных ионов, высвобождаемых в результате таяния ледяного ядра, затем создает характерный второй ионный хвост, который может простираться на большие расстояния ниже по потоку от ядра кометы.

Это первый случай, когда хвост кометы был обнаружен так близко к Солнцу – глубоко внутри орбиты Венеры. Это также один из немногих случаев, когда ученым удалось провести прямые измерения фрагментированной кометы. Ожидается, что данные этого столкновения помогут лучше понять взаимодействия комет с солнечным ветром, а также изучить структуры и принципы формирования их ионных хвостов.

[Фото: NASA / ESA / STSCI / D. JEWITT (UCLA)]