Большинство астероидов путешествуют в Солнечной системе в том же направлении вокруг Солнца, что и планеты. Но есть среди них и такие, которые движутся «по втречной», – как астероид BZ509, обнаруженный в 2015 году. Новое исследование международной группы астрономов, опубликованное в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters, говорит о том, астероид, возможно, родом из другой планетарной системы.

Почти все объекты Солнечной системы обращаются по орбитам вокруг Солнца в направлении вращения звезды – против часовой стрелки. Тем не менее встречаются небесные тела с ретроградным вращением: такие «нонконформисты» движутся по часовой стрелке. И совсем редкий – и, пожалуй, единственный случай, – когда небесное тело движется не только по ретроградной орбите, но и коорбитально планете, чьи гравитационные силы притянули к себе гостя. Последний вариант – как раз случай астероида BZ509: он движется не только «по встречной полосе», но также и коорбитально Юпитеру, то есть обращается вокруг Солнца с тем же периодом, что и газовый гигант.

Астрономы Фатхи Намуни (Fathi Namouni) из Обсерватории на Лазурном берегу в Ницце (Франция) и Хелена Мораис (Helena Morais) из Государственного университета Сан-Паулу (Universidade Estadual Paulista) в Рио-Кларо (Бразилия), изучили поверхность «нарушителя небесного движения» и выяснили, что химический состав астероида не соответствует составу небесных тел нашей системы, что уже говорит о том, что он, скорее всего, гость Солнечной системы. Кроме того, ученые использовали компьютерные модели, чтобы показать, что астероид, который разделяет сейчас свою орбиту с Юпитером, мог путешествовать в против общего потока уже в ранней Солнечной системе. Поскольку астероиды в первые годы ее существования образовались из одного закрученного облака, они должны были двигаться в одном направлении. Поэтому лучшим объяснением, по мнению ученых, является то, что астероид, известный как BZ509, мигрировал сюда из планетарной системы другой звезды.

В 2017 году астрономы обнаружили другой межзвездный астероид, получивший название Оумуамуа (Oumuamua), который, в отличие от BZ509, пролетел через Солнечную систему и отправился дальше путешествовать в межзвездном пространстве. Подробнее об астероиде Оумуамуа вы можете прочитать в другом материале «Научной России».

[Изображение, фото: Science News]