В Институте археологии Российской Академии наук 2 и 3 марта проходила всероссийская конференция с международным участием «Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации». В конференции приняли участие специалисты из отечественных и зарубежных археологических исследовательских организаций. В рамках первого дня мероприятия участники обсуждали итоги крупных полевых исследований 2019 года. Ведущие археологи выступили с докладами о раскопках в Московском Кремле, на территории античного города Фанагории, четвёртого бастиона Севастополя и об исследованиях памятников верхнего палеолита в Юго-Восточном Казахстане.

Второй день конференции посвящен естественно-научным методам в археологии. Специалисты рассказали об истории металлургии и ремесленных производств, антропологических исследованиях, а также о проблемам реконструкции питания. Археологи используют широкий набор методов датирования и определения возраста, принадлежности к той или иной археологической эпохе или культуре. Сочетание разных методов позволяет им с уверенностью говорить о времени происхождения находки или артефакта. 

Гостей и участников приветствовал вице-президент и директор ИА РАН Николай Макаров. "Естественные науки постоянно меняются и развиваются. Вместе с ними меняются возможности их использования и, конечно, методы. Мы продолжаем работать над многочисленными проектами, подразумевающими сотрудничество гуманитариев и естественников. Это сотрудничество всегда приносит весомые результаты. Одна из задач нашей секции — продемонстрировать проекты, в которых мы добились успехов".

Среди гостей конференции — специалисты Курчатовского института. Не так давно здесь появилось новое направление — исследование предметов культурного наследия с помощью естественно-научных методов. О том, как ведется эта работа, рассказала Екатерина Борисовна Яцишина, кандидат философских наук, заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт», руководитель лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках. Сотрудники лаборатории работают с разными типами древних материалов и буквально по крупицам собирают информацию о найденных артефактах. 

Серьезные результаты принесло исследование естественно-научными методами египетских мумий из собрания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина. На установке ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии), совмещенной с компьютерной томографией (КТ), ученые исследовали уже десятую мумию из древнеегипетской коллекции ГМИИ. Такой метод исследования позволил увидеть на экране во всех подробностях скелет человека, жившего более 2 тыс. лет назад.

Исследования с помощью синхротронного и нейтронного излучения, электронной микроскопии позволяют в прямом смысле "проникнуть" вглубь древней материи вплоть до атомарного уровня. А с помощью современных аддитивных можно создавать подробную 3D-модель изучаемого объекта, восстанавливать недостающие фрагменты. (Подробности в интервью РЕНТГЕН ДЛЯ МУМИЙ, ИЛИ ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ В РЕНТГЕНОВСКИХ ЛУЧАХ).

Интересные результаты исследования представил в своем докладе Павел Константинович Кашкаров — заместитель директора Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", директор Курчатовского НБИКС-Центра. Интересно то, что сам Павел Константинович — физик. Но он с большим интересом отнесся к исследованию портретной терракоты, найденной в акватории Керченского залива. 

Весной 2017 года в ходе подводных археологических раскопок в “Бухте Ак-Бурун” в акватории Керченского залива на глубине 0.7 м ниже поверхности дна был найден крупный фрагмент портретной терракоты. Терракота (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические изделия из цветной глины с пористым строением, которые применялись для создания посуды, а также архитектурных деталей  и портретных бюстов эпохи Возрождения.

Терракотовое скульптурное изображение мужской головы выполнено в пропорциях головы взрослого человека. Скорее всего, найденная терракота могла быть архитектурным элементом общественного здания, скульптурой или даже элементом судового декора.

Для исследовании отобранных образцов специалисты Курчатовского института использовали целый комплекс аналитических методов, включая оптическую и растровую электронную микроскопию с применением энергодисперсионного рентгеновского микроанализа, рентгеновскую дифракцию на специализированном источнике синхротронного излучения. 

Что удалось выяснить? По словам Павла Константиновича, специалисты обнаружили внутри свинцовый натек. Он состоит целиком из свинца и, возможно, представляет собой остатки крепления, расположенного внутри терракоты. Древние греки и римляне часто применяли свинец при закреплении статуй, архитектурных деталей и каменных блоков.

Но и это еще не все. Благодаря проведенному комплексному исследованию, ученые смогли определить, что античная скульптурная терракота была изготовлена методом ручной лепки и крепилась традиционным способом (через шею) с помощью заливаемой через свинцовой скрепы к керамическому телу или столбу. Помимо этого терракота была осмолена. Волосы, борода и усы изображенной мужской головы были покрыты смолой типа сандарак. Это ароматическая смола, которая добывается из трещин или надрезов в коре и ветвях североафриканского хвойного дерева.  Смола также позволила с точностью датировать окраску терракоты.

В заключение сессии нам удалось поговорить с докладчиками о значимости естественно-научных методов для археологии.