Ученые Института археологии и этнографии Сибирского отделения (ИАЭТ СО) РАН совместно с коллегами из Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана открыли новые памятники наскального искусства в Восточном Памире. Находки доказывают, что памятников с крашеными рисунками в этой местности больше, чем было принято думать.

Восточный Памир до сих пор остается слабо изученным регионом с точки зрения археологии и особенно наскального искусства. До недавнего времени в высокогорьях Памира было изучено всего несколько пунктов наскальной живописи. Некоторые из них были найдены еще в 1950-х гг.

В 2018-2019 гг. сотрудники ИАЭТ СО РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана обнаружили в регионе ранее не известные пункты с наскальными изображениями: гроты Шакарак, Мадиан, Шахты II и небольшую пещеру с наскальной живописью, которую назвали пещерой им. В.А. Жукова. «Мы можем точно сказать <…>, что на памятниках Восточного Памира присутствуют наскальные изображения самых разных периодов. Однако есть один объект — грот Шахты, на котором присутствуют очень архаичные рисунки, и их первооткрыватель и первый исследователь, Вадим Александрович Ранов, относил эти изображения к самому раннему времени заселения высокогорий Памира. Сегодня у нас есть основания утверждать, что не все рисунки грота Шахты были выполнены одновременно, однако, безусловно, здесь присутствуют самые древние наскальные изображения Восточного Памира», — рассказала старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Лидия Зоткина.  

Наскальные изображения, обнаруженные экспедициями в 2018-2019 гг.

Наскальные изображения, обнаруженные экспедициями в 2018-2019 гг.

 

Недавние открытия и находки середины ХХ в. показывают, что наскальное искусство в Восточном Памире отличается большим своеобразием. Для изображений использовали преимущественно минеральные пигменты, что редко встречается в Средней Азии. Рисунки были найдены на стенах навесов и небольших пещер. Это может быть обусловлено как намеренным выбором древних художников, так и тем, что рисунки на защищенных участках скалы лучше сохранились. Изображения представляют собой в основном фрагменты геометрических знаков, которые могли быть частью сложных фигуративных изображений.

Изображения на памятниках Шахты и Куртеке

Изображения на памятниках Шахты и Куртеке

 

«Сам регион Памир, особенно восточная его часть — второе по площади высокогорное плато в мире после Тибета. Поэтому любые рисунки там что средневекового, что Бронзового, Каменного периода очень важны для изучения. Они могут рассказать много об истории заселения высокогорья человеком. Сначала я думал, что Памир был изначально очень хорошо исследован советскими археологами, но, оказалось, что это не совсем так. Поэтому в ходе будущих разведывательных работ по изучению каждого хребта нас ждет много интересных открытий», — пояснил научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана Бобомулло Бобомуллоев.

Карта памятников наскального искусства Восточного Памира

Карта памятников наскального искусства Восточного Памира

 

Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке.

Источник информации и иллюстраций: ИАЭТ СО РАН МИ  и пресс-служба Минобрнауки  РФ

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.

Источник фото: risk.ru