0 комментариев 678

Археологи КемГУ нашли редкие артефакты XI-XII веков в ходе экспедиции на Тепсей

В ходе майской экспедиции на Тепсей археологи Кемеровского государственного университета обнаружили артефакты на обнажившемся дне Красноярского водохранилища

В ходе майской экспедиции на Тепсей (один из крупнейших памятников наскального искусства Минусинской котловины, юг Красноярского края) археологи Кемеровского государственного университета (базовая организация НОЦ «Кузбасс») обнаружили артефакты на обнажившемся дне Красноярского водохранилища. В их числе фрагмент китайского бронзового зеркала, датируемый приблизительно XI-XII вв. На его бортике вырезаны иероглифы, расшифрованные японским профессором Осавой следующим образом: feng zhou lu she. Первые два иероглифа обозначают название административного региона, созданного при династии Юань. Далее указаны титул чиновника, его имя и должность. Последний иероглиф имеет значение «получать с уважением». По словам археологов, зеркало было подарком при назначении какого-то лица на должность или в процессе его службы.

Учёные считают, что зеркало было сломано намеренно, что является местной традицией кыргызов. Теперь учёным Кемеровского госуниверситета предстоит выяснить название провинции, указанной на зеркале, а также каким образом редкий артефакт попал на Енисей.

Напомним, старт изучению крупнейших памятников наскального искусства Минусинской котловины, скрытых водами Красноярского водохранилища, был дан в 1992 году, когда первая совместная экспедиция археологов КемГУ под руководством проф. Я.А. Шера и французских исследователей из Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS (Париж) – А.П. Франкфора, П. Видаля и др. проводила мультидисциплинарные исследования, связанные с анализом последствий создания искусственного моря: его влияние на изменения климата, состояние древних рисунков; выявление причин роста лишайников, участие микроорганизмов в минерализации отдельных участков плоскостей с изображениями и т.д. В последующие годы наблюдения были продолжены. Исследования этого сезона, проведенные группой кемеровских специалистов под руководством доктора исторических наук Ольги Советовой, позволили зафиксировать разрушения наскальных рисунков, находящихся под водой более сорока лет, и констатировать полную утрату многих из них.

Источник информации и фото: АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс»