Специалисты из Алтайского государственного университета при поддержке фонда National Geographic и Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) провели раскопки древнего поселения Нижняя Соору в Онгудайском районе Республики Алтай, принадлежащего представителям афанасьевской культуры.

Афанасьевская культура — южносибирская археологическая культура бронзового века (IV — начало III тысячелетия до н. э.). Она известна в основном по исследованиям погребальных памятников, обнаруженных на территории Северного, Северо-Западного и Юго-Восточного Алтая.  По данным генетиков, афанасьевцы близки представителям ямной культуры, обитавшим в степях и на юге лесостепей Восточной Европы в раннем и начале среднего бронзового века.

Найденное археологами поселение Нижняя Соору датируется концом IV — началом III тысячелетия до н. э. Оно монокультурное, - все найденные там кости животных и предметы быта относятся только к афанасьевской культуре периода энеолита. Были найдены останки овец, крупного рогатого скота, диких животных и рыб. А также фрагменты керамической посуды и каменные орудия - более 800 артефактов.

«Афанасьевцы были типичными скотоводами с производящим типом хозяйства. Они практически не охотились, но, по всей видимости, активно занимались собирательством, потому что обнаружены орудия труда, связанные с переработкой растительной пищи», — пояснил профессор Алтайского государственного университета, доктор исторических наук Алексей Тишкин.

По его словам, обнаруженные находки помогут ученым определить какую пищу употребляли афанасьевцы, какие технологии использовали в повседневной деятельности, когда именно мигрировали на Алтай.

Сейчас все запланированные работы на памятнике Нижняя Соору полностью закончены. Все находки отправят в Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, а в будущем этот памятник планируется включить в число туристических объектов.

Фото: www.sbras.info, фото Алексея Тишкина