Минобрнауки РФ разработало Программу стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости (подробнее о программе здесь).

Сегодня эта новая Программа была представлена министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым на совещании под руководством заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой. О важности Программы "Научной России" рассказал глава РАН Александр Сергеев, который также принял участие в сегодняшнем совещании.

"По существу, это новая стратегия развития высшего образования в России. Она была анонсирована сегодня на совещании с Татьяной Алексеевной Голиковой, в совещании также принимали участие ректоры ведущих вузов страны. Эту программу поддерживает и Правительство РФ, и администрация президента РФ. 

О чем идет речь? Сейчас у нас есть несколько программ поддержки ведущих унверситетов. Например, программа 5-100, которая в этом году заканчивается, есть также программа поддержки опорных университетов и др. Сегодня обсуждалось создание новой десятилетней стратегии поддержки высшего образования. Новая программа предусматривает ориентацию наших вузов на то, чтобы готовить кадры высокой квалификации для российского работодателя. Прежде всего речь идет о работодателях в сфере высоких технологий и передовых отраслей промышленности, науки. Такую стратегию я считаю очень интересной. Речь идет о том, чтобы не просто зафиксировать участников в Программе, а создать более открытую систему, в которой сможет участвовать большее числов вузов и будет возможность входа/выхода из Программы.

Предполагается два трека этой программы: один — на базе национальных исследовательских университетов, второй — на базе опорных университетов. В первом случае основным заказчиком кадров (выпускников) выступают наша наука и высокотехнологичные направления промышленности, во втором — отраслевые министерства, региональные власти. Предполагается, что в обоих этих треках университеты будут принимать участие в составе неких объединений, партнерств. Если говорить о национальных исследовательских университетах, то это партнерство с научными организациями, с академическими, прежде всего. Университет для вступления в программу будет подавать свои проекты совместно с объединениями, куда входят научные организации. Именно поэтому в программе появляется термин академическое лидерство. Это будут партнерства, в которые уже включены заказчики (работодатели) — и это принципиально важный момент. Научные организации (они же работодатели) вместе с университетами будут разрабатывать программы подготовки студентов. Эта идея партнерства вузов с работодателями пронизывает и первый трек, и второй. 

Главным KPI для вузов в рамках Программы должен быть KPI востребованности выпускников — наукой, работодателями. Суть в том, чтобы готовить выпускников, которые будут востребованы именно российским работодателем. 

Если программа будет утверждена, Российская академия наук сможет принять активное участие в ее развитии. Ведь РАН осуществляет руководство не только академическими учреждениями, но и всеми научными организациями страны. Мы готовы оказать всестороннюю научно-методическую поддержку Программы: и в плане создания вышеупомянутых партнерств, консорциумов, и в плане предоставления академических площадок наших отделений для обсуждения программ развития этих объединений, мы готовы формировать академические наблюдательные советы в вузах, работать на площадках в этих вузах и так далее.

Куратором трека национальных исследовательских университетов будет Татьяна Голикова, а куратором опорных университетов — Сергей Кириенко. Сегодня на совещании это было озвучено. Поставлена задача в течение двух недель провести обсуждение Программы на разных площадках, внести коррективы, а далее должно выйти постановление Правительства", — поделился подробностями глава РАН.

Беседовала Янина Хужина.