Сергей Михайлович Алдошин. Фото: Николай Малахин/"Научная Россия"

Сергей Михайлович Алдошин. Фото: Николай Малахин/"Научная Россия"

 

Утром 29 ноября не стало Владимира Евгеньевича Фортова.
О том, каким был Владимир Евгеньевич в  жизни, вспоминает научный руководитель Института проблем химической физики РАН (именно в нем начал свой путь в науке в 1971 г. В.Е. Фортов) академик Сергей Михайлович Алдошин.

«Владимир Евгеньевич – бесспорно величина в современной науке, ученый с мировым именем, который очень много сделал в области  физики экстремального состояния вещества,  физики высоких плотностей энергии,  горения и взрыва, химической физики, космической физики,  исследований свойств неидеальной плазмы…

Его работы получили широкое признание, как и его мощная научная школа - под его руководством защищено более 10 докторских и более 30 кандидатских диссертаций.

Но это не просто крупный учёный, но и настоящий гражданин, государственный деятель. В самые непростые,  90-е годы он принял предложение стать заместителем  председателя Правительства РФ (1996—1997) в кабинете В.С. Черномырдина, был  министром науки и технологий Российской Федерации, возглавлял  Государственный комитет РФ по науке и технологиям (1996—1998)… А когда  встал вопрос о смене статуса Российской академии  наук во время реформы в 2013 году – стал президентом РАН, и во многом, благодаря его мужеству и авторитету, РАН сохранила свои позиции и целостность. В самоё тяжёлое время он, всё-таки, пытался находить компромисс между научным сообществом и властью. По-видимому, это не могло не сказаться на его здоровье...

Для нас особенно дорого, что жизнь  Владимира Евгеньевича тесно связана с Черноголовкой.   Именно здесь  началась его научная карьера в 1971 г. после аспирантуры  Физтеха (МФТИ). Здесь он прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом, здесь и остался работать уже будучи  директором и научным руководителем Объединённого Института высоких температур РАН (ОИВТ РАН), продолжая вести исследования своего Отдела экстремальных состояний вещества.

Владимир Евгеньевич прямой последователь школы нобелевского лауреата Николая Николаевича Семёнова и его учеников. В частности, одного из создателей атомной и водородной бомбы Якова Борисовича Зельдовича, который консультировал В.Е. Фортова во время работы над диссертацией, и, как рассказывал сам В.Е., на одном из симпозиумов предложил ему заниматься  проблемой горения и взрыва в институте Н.Н. Семенова…Владимир Евгеньевич пошел дальше и  создал своё собственное направление – химическую физику экстремальных состояний. Он развил тот полигон, который был создан его предшественниками – Фёдором Ивановичем Дубовицким и Николаем Николаевичем Семёновым в подмосковной  Черноголовке. Оснастил его современным оборудованием, провёл здесь такие серьезнейшие эксперименты, как исследование состояний материалов в экстремальных условиях под влиянием импульсов высоких энергий и разрушение этих материалов,  фазовые превращения веществ в экстремальных условиях, исследование неидеальной плазмы… И все эти научные работы, в той или иной мере, связаны  с его школой, которая создана и сейчас успешно работает в Черноголовке.

Фактически, область его научных интересов очень широка и охватывает все направления деятельности химической физики. Им разработаны динамические методы генерации состояний вещества с экстремально высокими параметрами, создан широкий спектр генераторов ударных волн: пневматические и электродинамические ускорители, мощные лазеры, электронные и ионные пучки, с помощью которых проведены пионерские исследования в области динамической физики экстремальных давлений и температур неидеальной плазмы. Им развита общая теория построения широкодиапазонных уравнений состояния вещества, разработаны новые методы преобразования химической энергии в энергию электромагнитного излучения и электрическую энергию, исследованы процессы, происходящие при импульсном воздействии на материалы мощных потоков направленной энергии. Под его руководством на Международной космической станции вот уже 20 лет проводится ценнейший для фундаментальной науки эксперимент «Плазменный кристалл».

Он стоял у истоков и многих других направлений.. Когда Владимир Евгеньевич был министром науки и технологий РФ, ему удалось начать процесс создания в России суперкомпьютеров. Один из первых суперкомпьютеров был создан здесь, в Черноголовке. Уже дальше он совершенствовался  в Москве. С помощью этого компьютера были решены многие теоретические задачи, полуэмпирические уравнения состояния веществ,  когда часть параметров состояния веществ получались экспериментально, в том числе, на площадках нашего института, часть была теоретически посчитана. Это позволило создать двухмерные, трёхмерные коды для численного моделирования поведения вещества при экстремальных условиях. Благодаря этому потом удалось рассчитать и противоударную систему защиты спутниковых кораблей, рассчитать многие явления в космосе.

По-человечески жизнь его была связана с Черноголовкой. У него здесь живёт дочь, живут его внуки. Какие посты бы Владимир Евгеньевич не занимал, в пятницу он, как правило, практически всегда приезжал в Черноголовку, встречался со своими учениками, обсуждал различные проблемы, очень интересовался жизнью института. Он был человеком с отличным чувством юмора, очень тонкого ума,  энциклопедических знаний… много путешествовал. С ним всегда было очень приятно и интересно беседовать.

Мы познакомились с В.Е., когда я только пришел в институт. Он был председателем Совета молодых учёных,  чуть старше меня... И свою первую грамоту за третье место за научную работу я получил, будучи студентом, из рук Владимира Евгеньевича и Фёдора Ивановича Дубовицкого. …Я всегда буду помнить об этом.  Когда меня назначили директором Института, Владимир Евгеньевич очень мне помогал, советовал, рассказывал, как поступить в тех, или иных жизненных ситуациях, приводил примеры… Нас связывали очень теплые рабочие и дружеские отношения .

Конечно, мы все, его коллеги, друзья, близкие… все  скорбим. Мы готовились отметить его 75-летний юбилей в январе, и вот такое  несчастье. Но дело его продолжается, школа продолжает работать. Могу сказать, что один из его  любимых учеников -  И.В. Ломоносов -  сейчас врио директора нашего Института.

Память о Владимире Евгеньевиче будет всегда жить в Черноголовке. Для нас он был, есть и будет примером. Примером настоящего  ученого, яркой, многогранно одаренной  масштабной личности, светлого, доброго и при этом мужественного и волевого человека, бесконечно преданного науке и  своей стране".