В интервью «Научной России» академик РАН, декан факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Игорь Соколов рассказал о том, почему ВМК МГУ – безусловный лидер в области computer science, вычислительной математики и информатики. Также Игорь Анатольевич поделился своими взглядами на то, как следует поддерживать учебно-лабораторную базу и какие перспективы ждут абитуриентов, которые будут поступать на один из лучших факультетов МГУ.
2020 год – юбилейный для вашего факультета. С какими достижениями ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова встречает 50-летие?
Я хочу сказать несколько слов об истории факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова, а также о его сегодняшнем состоянии, о перспективах, о том, какие я вижу пути развития факультета для того, чтобы ВМК, как и прежде, оставался безусловным лидером в образовательной отрасли по этому направлению.
Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова был создан ровно 50 лет назад – 2020 год юбилейный для нас. 16 марта 1970-го года вышел приказ о начале функционирования факультета в Московском университете. Поэтому эта дата очень значима для нас. Факультет был создан по инициативе академика Андрея Николаевича Тихонова – выдающегося советского математика, многогранная деятельность которого была связана с решением не только фундаментальных математических проблем, но и стратегических задач, которые ставились перед отечественной наукой.
Также большую роль в становлении факультета сыграли такие выдающиеся математики, как Александр Самарский, Юрий Прохоров. Очень активное, непосредственное участие в организации работы факультета принял академик Виктор Садовничий. Вот те люди, благодаря которым факультет состоялся.
Факультет вычислительной математики и кибернетики был создан как ответ на вызовы того времени. Вычислительная техника превратилась не только в отрасль промышленности, экономики, но одновременно в отрасль науки и образовательной среды. В этой связи, руководству страны стало очевидно, что необходимо организовать подготовку кадров новой формации, которые помогут применять современные по тому времени инструменты, а именно, электронно-вычислительные машины (ЭВМ), программные системы для решения, как тогда было принято говорить, народнохозяйственных задач. Эта цель достигалась путем создания целой серии подобных факультетов в ведущих университетах страны – Московском физико-техническом институте, Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского, Новосибирском государственном университете.
Первая, ведущая роль в решении этой задачи, конечно, принадлежала МГУ имени М.В. Ломоносова. Как раз с тех времен мы работаем, готовим студентов. На сегодняшний день – это более 15 тысяч подготовленных специалистов, большая армия, действительно, высококвалифицированных кадров.
"Я сам выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и очень горжусь этим, считаю большой удачей в своей жизни, что я учился на этом факультете"
В 1976 году я закончил факультет, затем была аспирантура на кафедре математической статистики, а потом уже работа в академических институтах.
За 50 лет факультет достиг выдающихся результатов в научной области, в подготовке специалистов. Конечно, каждый период времени требует своих подходов, ставит новые задачи, проблемы.
Какие направления наиболее востребованы сейчас на факультете?
Что я считаю на сегодняшний день главным в работе факультета? Специалисты каких направлений должны готовиться на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ?
Я бы выделил три группы специалистов: ученые-инженеры, которые хорошо владеют современными вычислительными численными методами решения дифференциальных уравнений. Дело в том, что многие процессы и объекты окружающего нас мира описываются и хорошо моделируются инструментом дифференциальных уравнений. Наилучшим образом решение таких задач достигается при помощи использования современных средств вычислительной техники, ну, и, естественно, науки программирования. Такие специалисты в современном мире очень востребованы. И я думаю, что их востребованность будет расти.
Возьмем, например, специалистов по моделированию авиационной техники. Сегодня невозможно никакие чертежи, никакие конструкторские решения по авиационной технике передать на завод-изготовитель, если эти решения не сопровождены результатами математического моделирования. То же самое касается автомобильной и космической техники. Также огромное значение это имеет для оборонных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Я даже не упоминаю об областях фармацевтики и химии. Поэтому специалистов в области математического моделирования, решения дифференциальных уравнений численными методами с использованием современных компьютеров – факультет обязан готовить в первую очередь.
Вторая группа ученых, востребованных обществом, которых готовит наш факультет – это специалисты в области теории программирования. Современное программирование – это наука. Термин «теория программирования» я употребляю в широком смысле этого слова. Он включает в себя базовые фундаментальные основы программирования – это языки программирования, системы программирования, вычислительная техника и архитектура процессоров, архитектура вычислителей и все, что с этим связано. Таких специалистов, которые способны разработать новые программные системы, готовят на нашем факультете.
Третья группа специалистов-новаторов в области вычислительной математики, информатики, компьютерной науки – это ученые, которые разрабатывают и применяют методы, технологии и инструменты обработки больших объемов данных. В первую очередь, мы говорим о методах искусственного интеллекта, машинного обучения, теории управления, системного анализа, - в эти сферы можно объединить целую когорту специалистов, которые используют в своей работе, на первый взгляд, разнородные, но на самом деле близкие методы работы с данными.
Вот три группы специалистов, которых мы успешно готовим на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. Именно так мы планируем настоящую и будущую работу факультета.
Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь на факультете?
Я вижу, что на факультете есть некий дисбаланс между этими тремя группами специалистов, которые, безусловно, востребованы экономикой нашей страны. В первую очередь, наблюдается потеря интереса молодежи к первому направлению нашей подготовки. Речь идет о численных методах решения дифференциальных уравнений. Вообще, это очень неконкретное определение, конечно, программа обучения включает в себя не только дифференциальные уравнения, но и оптимизационные задачи и другие профессиональные области.
Объединяет их способность описать научные знания, процесс или объект дифференциальным уравнением любого типа, а также умение эффективно решить предложенную задачу с использованием вычислительной техники.
К сожалению, у нас в стране в вузах таких специалистов выпускают все меньше и меньше, и я считаю, что это большой недостаток нашего образования. Такая тенденция вызвана объективными причинами, но, тем не менее, такой тренд надо перебарывать. Руководство МГУ это осознает, наш факультет это понимает, поэтому одна из наших основных задач – вернуть былую популярность подобного рода специалистам, а также готовить их на самом высоком уровне. Они, безусловно, найдут работу и в качестве ученых, и в качестве практиков.
Примерно такая же ситуация складывается со специалистами в области программирования. Да, мы успешно готовим программистов. Наши выпускники и студенты факультета вычислительной математики и кибернетики становятся победителями самых престижных конкурсов и олимпиад по программированию.
В 2018-2019 годах наша команда – два студента факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) и один механико-математического факультета были победителями наиболее авторитетной олимпиады по программированию, которую организует ASM – самое крупное международное объединение специалистов в области информатики.
Да, уровень подготовки наших программистов очень высокий. Однако надо думать о том, чтобы готовить не только программистов, но и людей, которые способны разрабатывать инструменты для программистов – операционные системы, системы управления базами данных, алгоритмические языки, компиляторы. Все, что составляет инструментарий, которым потом пользуется программист. Я не говорю, что это направление у нас отсутствует, однако, ему нужно уделять намного больше внимания, иначе мы рискуем потерять базовую среду специалистов, которые создают инновационную экономику.
Обучение по третьему направлению, которое я ранее обозначил как работу с большими массивами данных – это достаточно широкий набор знаний, компетенций, навыков. Он приобрел особое звучание в последнее время в связи с набирающим темпы трендом цифровизации экономики – с одной стороны, цифровая трансформация и, с другой стороны, методы искусственного интеллекта. Я бы не стал обсуждать терминологические особенности – цифровая экономика, искусственный интеллект. В данном случае правильно пользоваться общепризнанными наименованиями. Эта область также требует усиления в плане подготовки высококвалифицированных специалистов, ведь они востребованы сегодня в массовом порядке. Сколько не подготовь таких кадров – все равно будет мало. Мы должны быть лидерами, мы должны быть той точкой, где рождаются новые научные знания и новые методы преподавания, обучения. На мой взгляд, факультет вычислительной математики и кибернетики и МГУ в целом глобально с этой проблемой справляется, в том числе, потому что не почивает на лаврах.
Виктор Садовничий всегда озабочен тем, чтобы Московский университет не терял темп, а только наращивал. Я считаю, что это правильно, мы должны соответствовать всем признанным мировым меркам и пока у нас это получается. Я думаю, что получится и в будущем.
Что нужно еще сделать, на ваш взгляд, для того, чтобы оставаться общепризнанными лидерами?
Необходимо не только осознать проблему и поговорить о ней. На мой взгляд, нам нужно серьезно заняться модернизацией учебной программы. Например, мы на факультете используем так называемую Болонскую систему образования, которая включает в себя четыре года бакалавриата и два года магистратуры. Эта система, безусловно, хороша для подготовки специалистов, которые занимаются решением прикладных задач. Однако я считаю, что она не вполне соответствует задачам подготовки ученых, научных работников, в том числе, которые решают практические задачи. Все-таки при таком подходе очень тяжело обеспечить подготовку таких специалистов – нужна непрерывность и фундаментальность. Добиться этого можно в рамках специалитета – непрерывного шестилетнего образования.
Раньше в Московском университете велось непрерывное пятилетние образование, сегодня же по закону в МГУ практикуется обязательное шестилетнее образование. Поэтому мы сегодня стали на путь формирования специальной программы шестилетнего специалитета по тем направлениям, которые я ранее обозначил, по тем областям науки и практики, которыми занимаются на факультете вычислительной математики и кибернетики. Безусловно, мы с этой задачей справимся.
Другая серьезная проблема – это адекватность современным тенденциям обязательных и дополнительных курсов, практических занятий. Я уверен, что в этом вопросе нужен консерватизм – это здоровый признак классического фундаментального университетского образования. Но, подчеркиваю, что здоровый консерватизм обязательно должен сопровождаться новациями, в том числе, в той области, о которой я сказал – новые курсы, новые методики, новые практики. Эта важная задача факультета, над которой мы сейчас работаем.
Новые курсы и методики берутся не на пустом месте, конечно же, это новый этап существующих, а, может быть, вновь возникающих практик факультета. Скажем, в области искусственного интеллекта возникает очень много именно новых вещей, совершенно новых, у которых еще нет тех традиций, которые имеют, например, методы преподавания функционального анализа или численных методов.
Кроме того, думаю, что надо внимательно отнестись к соответствию квалификации и компетенции специалистов, которые окончили факультет, и реальных потребностей современной экономики. Безусловно, мы не должны отставать и, в этой связи, думаем над тем, чтобы сам процесс обучения был вариативен – можно было бы менять траекторию обучения, легко вводить на ходу дополнительные дисциплины, беспроблемно формировать программы по актуальным дисциплинам. Конечно, для решения этой задачи потребуется не месяц, да и не один год.
Технологии стремительно развиваются, а значит быстро стареет учебно-лабораторная база. Как факультету удается обеспечивать качественное образование и подготовку специалистов в таких непростых условиях?
Конечно же, на факультете есть некоторые проблемы, которые трудно решить без хорошего материального обеспечения. Однако на первое место в решении этой задачи я бы, безусловно, поставил труд преподавателей. Их непростую работу, еще и с учетом того, что сегодня мы требуем от преподавателей повышенной актуальности, инновационности, других подходов к организации процесса обучения, о чем также стоит сказать – групповое ли обучение или индивидуальные занятия.
Таким образом, их труд нелегок, а вознаграждение за него, мне кажется, могло бы быть больше. В этой связи, мы ощущаем ту колоссальную работу, которую проводит Московский университет в целом в этом направлении, и я вижу, что и для ректора Виктора Садовничего, и для всех управляющих структур МГУ, обеспечить адекватную поддержку труда преподавателя – это всегда задача номер один.
Однако не менее важна проблема, которая затрагивает материально-техническую базу. Для нас это, в первую очередь, необходимость в современной компьютерной технике. Отмечу, что в Московском университете, к счастью, этому уделяется ежедневное повышенное внимание. В частности, в МГУ работает суперкомпьютер мощностью около 5 петафлопс – это крупнейший суперкомпьютер, который имеется в учебном заведении России. Сейчас в планах Московского университета наращивать мощность суперкомпьютера «Ломоносов-2».
Все это в комплексе, конечно, обеспечивает факультету вычислительной математики и кибернетики современную базу для научной работы и процесса обучения в целом. Однако замечу, что этого мало.
Нам необходима специальная техника, которая приспособлена к решению самых разных задач, касающихся преподавания. Речь идет о технике с различной архитектурой, с вариативным набором программного обеспечения, которое может меняться и легко настраиваться. Все это на факультете есть, но требует постоянного обновления и модернизации.
И как же решаются задачи материально-технического обеспечения нашей работы?
Во-первых, нам помогает Московский университет, который имеет широкий круг внебюджетных работ, успешно и достаточно эффективно в этом направлении функционирует. Факультет также имеет ряд договоров, контрактов с отечественными и зарубежными фирмами. На помощь приходят всевозможные гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ). То есть, мы используем все возможные пути получения дополнительного внебюджетного финансирования, а основным способом пополнения учебно-лабораторной базы для нас все-таки остаются госзадания и соответствующее бюджетное финансирование.
Все эти пути факультет вычислительной-математики и кибернетики использует достаточно успешно, хотя не скрою – нам хотелось бы иметь больше возможностей.
В образовании сейчас много говорят об отрыве науки от практики, о неспособности выпускников решать реальные практические задачи. Что вы думаете по этому поводу?
Я бы сформулировал это утверждение немного по-другому. У нас в стране есть недостаточная востребованность научных исследований, а значит, и специалистов, которых готовит Московский университет. Мы видим, что современная российская экономика, в частности, промышленность используют по большей части зарубежные продукты, инструменты. Понятно, что в какой-то мере это оправдано обычными финансовыми соображениями. Но, если экономика и промышленность не будут вкладывать существенные средства в развитие отечественной науки и образования, то трудно будет построить ту экономику, которую требует руководство страны от всех нас.
"Кстати, президент Владимир Путин неоднократно обращал на это внимание. Помните, он говорил, что сегодняшнее финансирование российской науки и образования имеет перекос в сторону бюджетного финансирования – 70% бюджет, 30% потребитель. Так вот нам надо добиться обратной схемы"
Я думаю, что эта задача стоит не только перед научными организациями, вузами и другими образовательными учреждениями. В частности, это проблема промышленности. Для того, чтобы скорректировать сложившуюся ситуацию, необходимы правильные взаимовыгодные проекты.
Факультет вычислительной математики и кибернетики, на мой взгляд, в этом отношении успешно работает. Конечно, у нас есть потенциал для большего развития. Однако, чтобы его реализовать, необходимо прибегнуть к не совсем традиционным решениям.
Например, сегодня студент, как правило, работает. Я, как декан вижу, что это сильно отвлекает его, иногда катастрофически, вплоть до невозможности продолжать учебу. Запретить такую практику нельзя, ведь студенту требуется дополнительная финансовая поддержка, которую он сам себе обеспечивает. Вообще, современные молодые люди сегодня рано начинают работать – так устроена жизнь и сопротивляться этому бессмысленно.
Наша задача – обеспечить студента работой по его будущей специальности. Важно, чтобы она была связана фактически и географически с МГУ. Необходимо дать возможность студенту, не покидая факультет, получать за работу приличные деньги. Для решения этой задачи факультет активно предпринимает успешные шаги. В первую очередь, мы договариваемся с ведущими IT-компаниями об открытии лабораторий или других подразделений в МГУ для того, чтобы у них были свои помещения на факультете. Есть главное условие – компании должны проводить свои научно-исследовательские и конструкторские работы силами студентов факультета и, конечно, преподавателей.
В этом вопросе мы находим абсолютное понимание IT-компаний, ведь наши студенты – это их будущие сотрудники, они должны быть заинтересованы в том, чтобы быть рядом с ними.
Также на факультете действует несколько совместных программ с MAIL.RU, Яндекс, «Сбербанком» и другими компаниями первого эшелона. Это очень эффективный инструмент – мы привлекаем на факультет дополнительные ресурсы, а студенты привыкают с первого курса к работе по их будущей специальности.
Вы видите проблемы, которые существуют у аспирантов факультета?
Серьезный урон был нанесен всей системе подготовки кадров высшей квалификации, когда вышел закон об образовании 2009-го года. Он, в частности, обозначил аспирантуру, как следующую ступень обучения.
Особенно сильно это сказалось на академических институтах. Ведь что значит быть третьей ступенью обучения? Это необходимость соответствовать всем требованиям, который этот закон выставил: иметь профессорско-преподавательский состав, чего не было раньше в академических институтах, иметь пищеблок, медицинский пункт, проводить обязательные лекционные занятия. Все это не было характерно для аспирантуры до 2009-го года.
Конечно, мы заботились обо всех этих вещах, которые я упомянул, но главным оставалось – непосредственное вовлечение недавнего студента в научную работу, вместе с научным руководителем и коллегами. Выпускник вуза становился сначала помощником, а потом полноправным сотрудником коллектива, в который он был помещен в аспирантуре.
После 2009-го года мы получили аспирантуру, в которой на первом плане стоит задача выполнения учебного плана. Конечно, грустно, что человек, который готов строить научную карьеру, опять вынужден чувствовать себя «школьником».
Это крен, на который научная общественность постоянно обращала внимание. Были резкие коллективные выступления и со стороны Академии наук, и со стороны сотрудников вузов. Мне кажется, что мы все-таки «достучались до небес». Сейчас принято решение вернуться к аспирантуре, как к научной среде, в которой воспитываются ученые. К аспирантуре, которая будет первой ступенью научной работы, а не обучения.
"Решение принято, мы обсуждаем как его реализовать. И, по-видимому, какое-то время будут работать аспирантуры двух типов"
Конечно, речь не идет о полном возвращении к аспирантуре в полном соответствии с аспирантурой советского времени. Этого и не требуется – сегодня научный сотрудник по-другому работает, выполняет иные задачи.
Тем не менее, аспирантура – это первая ступень научной работы, а не очередной этап обучения. Человек должен понимать, что он непосредственно занят решением актуальных и востребованных научных проблем. Мы ждем, что коллективный разум предложит пути решения этой проблемы.
Какие основные причины могут побудить абитуриентов поступить именно на факультет ВМК МГУ?
Я бы обратил внимание на то, что по оценке международных рейтинговых систем факультет ВМК МГУ входит в десятку самых востребованных факультетов. По моим данным, последний раз мы находились на седьмом месте в рейтинге. Выше нет ни одного российского вуза!
"Одно это мотивирует абитуриента стать студентом факультета вычислительной математики и кибернетики. Наш факультет – это безусловная востребованность, причем на самом топовом уровне"
Кроме того, абитуриента должен мотивировать тот факт, что ВМК – это часть МГУ, часть абсолютно уникального высшего учебного заведения, не только по российским, но и по мировым меркам. Поэтому быть студентом МГУ – должно быть мечтой любого абитуриента. Некоторые просто не отдают себе в этом отчет, некоторые искренне заблуждаются и идут учиться в другие вузы. Но, на самом деле, Московский университет – то место, где вы получите не только всю необходимую полноту знаний, научитесь работать и будете востребованным не только в качестве научного или практического работника, но и как член общества. Вы получите шесть или четыре года, если ограничитесь бакалавриатом, интересной и насыщенной студенческой жизни, где нет ни минуты свободной, где все интересно.
Также в университете вы получите межфакультетское образование – это один из трендов в университете, на который стоит обратить внимание, ведь дальше эта практика будет увеличиваться.
Подытожу: поступать на факультет ВМК стоит потому, что это факультет МГУ. Вы будете учиться в университете, который, в конце концов, обеспечит вам отличные бытовые условия – общежитие, кампус, заходя в который, вы попадаете в особый мир науки и творчества. Не надо забывать и о меркантильных интересах. Наш факультет обладает всей необходимой материальной базой для того, чтобы готовить современных специалистов.
Между прочим, факультет ВМК насыщен профессорами и научными сотрудниками международного уровня. Вы будете получать знания не от людей, которые в книгах что-то прочитали и пересказали, а от людей, которые эти книги написали.
Если заглянуть на 10 лет вперед, каким вы видите ВМК?
Как декан факультета скажу, что наша основная задача – не растерять то, что было создано предшественниками. Это были люди-гиганты, которые смогли из ничего создать мощный факультет мирового уровня. Конечно, только титаны такое могли сделать.
Я считаю своим долгом добиться в ближайшие десятилетия того, чтобы факультет вычислительной математики и кибернетики был мировым лидером в подготовке кадров высшей квалификации в области computer science, вычислительной математики и информатики.