Академик Чубарьян о роли человека в эпоху технологических приоритетов

Сегодня, 21 июня, прошло заседание Коллегии Минобрнауки «Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2020 год и задачах на 2021 год». Во время заседания выступил Александр Чубарьян, академик РАН, председатель Общественного совета при Минобрнауки России, специалист по истории взаимоотношений России и Европы в XX в.

Александр Оганович: «Мне кажется, что в истёкшем году Министерство смогло перестроить свою работу с учётом быстроменяющегося мира. Это был очень сложный год во всех отношениях. В этом смысле Министерство продемонстрировало готовность, желание, умение сформировать такое направление работы, которое отвечало задачам этого момента. Особенно это связано с пандемией, потому что она оказала большое влияние на систему образования, науки и другие».

«Сейчас важная задача состоит в том, чтобы выработать конкретные механизмы соотношения университетов и науки. Это непростая задача. У нас есть примеры, общие положения, но мне кажется, что было бы неплохо выработать какие-то прорывные, новые направления этой интеграции. Именно прорывные. Для науки очень важно иметь некоторые проекты, которые она могла бы внедрять в сферу образования. В сущности, наука в университетах должна иметь главную цель – чтобы научное содержание пронизывало всё университетское образование», - уверен Александр Чубарьян.

По другому замечанию докладчика, сейчас происходит небывалый взлёт технологических приоритетов, как у нас в стране, так и во всём мире. Один из примеров – цифровизация. «Весь мир озабочен. Искусственный интеллект может решить многие проблемы, но он не может решить главную – роли человека в развитии всего мирового сообщества и сообщества нашей страны. Человек - это не только экономика, хотя это важнейшая вещь, но это и готовность людей выдерживать трудности, преодолевать депрессию, знать своё прошлое, понять, как лучше воспитывать детей, преодолевать насилие, отчуждение. Всё это требует большего внимания к наукам гуманитарного, социального профиля. В этом смысле я думаю, что они должны найти своё место в этой общей системе».

Академик Чубарьян о международной деятельности: «Мы очень часто употребляли термин «Soft power», мягкая сила, сейчас во всём мире идёт тенденция заменить эти слова. Теперь говорят «Smart power», умная сила. Прошедшие годы показали, что никакие санкции не помешали международному сотрудничеству в сфере науки, образования и культуры. Это значит, сфера науки определяет свои законы. Есть интернациализация этих процессов. В этом плане Министерство [Минобрнауки] могло бы выступить инициатором нового подхода к международному сотрудничеству именно с учётом диалога, поиска взаимовыгодных решений в сфере науки и образования».

В заключении он обратился к Валерию Фалькову: «Мы очень ценим работу, которую проводит Минобрнауки, очень ценим внимание, которое вы оказываете, в частности для работы общественного совета. Хочу вам сказать, что мы приложим все силы, чтобы к предстоящему 2021 году [имеется в виду учебный год], те большие задачи, которые мы сформулировали, могли быть реализованы».

 

Источник фото: скриншот из видеоконференции заседания