23 июня проходит онлайн-заседание Совета РАН по космосу на тему: «Космос и общество». Андрей Геннадьевич Лисицын-Светланов, академик РАН, представляющий Институт государства и права РАН, рассуждает о контексте, в котором должны выполняться общественно-космические исследования:

«Космос и общество, это когда речь идёт, с одной стороны, о чём-то вечном и безграничном, и общество, где обозначены определённые грани, края, хотя постоянно меняющиеся. А когда мы говорим «государство», - это категория, имеющая абсолютно точные координаты. Это граница, определённая сухопутная и водная территория, где есть полоса отчуждения, вышки, может быть, лай собак. Это население, которое теоретически можно определить в каждом государстве «до человечка». Это власть…».

Эти различия приводят к вопросу, «что будет делать общественная наука в контексте вечного космоса, что будет изучать? Последствия конца света, который, возможно, придёт из космоса? Или вопросы о том, как медициной будет выращена человеческая клетка в условиях космоса, кому будет принадлежать право, в какой момент будет создано это решение и так далее?», - задаётся вопросом Андрей Лисицын-Светланов.

Но не только наука должна определить, в каком контексте «подступить» к космосу. Это необходимо решить и государству, и именно российскому.

«Российское государство должно определить, какие его конкретные функции в вопросах изучения и освоения космоса и какие функции оно берёт на себя. Это очень важно. Советское государство в 1955 году, взяв практический курс на освоение космоса, определяло эти функции, оно же было инициатором в постановке научно-практических задач и их исполнителем как в оборонной, так и в хозяйственной сфере. Ещё контролёром и не простым, а с особыми функциями, как госконтроль. В современных условиях, и с формально-правовой точки зрения, и с точки зрения оптимизации и регулирования, и практического осуществления хозяйственной деятельности, российское государство не может, или в значительной степени не может осуществлять функции, которые были присущи советскому государству», - говорит академик.

Фото: Николай Мохначев/Научная Россия