25 марта в Дубне запустят новый циклотрон

25 марта в Дубне в рамках проведения очередной сессии Комитета полномочных представителей государств-членов Объединенного института ядерных исследований состоится запуск циклотрона ДЦ-280 ― базовой установки Фабрики сверхтяжелых элементов.

На ускорительном комплексе Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) ОИЯИ с момента ее основания проводятся передовые эксперименты по синтезу новых элементов. За последние 20 лет в ОИЯИ были открыты 5 новых сверхтяжелых элементов, завершающих седьмой период таблицы Д. И. Менделеева, с номерами 114 (флеровий), 115 (московий), 116 (ливерморий), 117 (теннессин) и 118 (оганесон).
Для синтеза более тяжелых элементов 119 и 120, а также для детального изучения ядерных и химических свойств уже известных элементов необходимо существенно ― в десятки ― раз повысить эффективность проводимых экспериментов. Дальнейшее развитие этого научного направления связано с реализацией проекта первой в мире «Фабрики сверхтяжелых элементов».
Проект включает в себя строительство современного экспериментального корпуса, оснащенного всеми необходимыми инженерными системами для обеспечения работ с высокорадиоактивными веществами, нового ускорительного комплекса ДЦ-280 и новых сепараторов.
Базовой установкой Фабрики сверхтяжелых элементов является новый циклотрон ДЦ-280. Его параметры по интенсивности пучков ускоренных ионов на порядок превысят параметры, достигнутые на действующих ускорителях ведущих центров мира. В создании нового циклотрона приняли участие большинство государств-членов ОИЯИ.
В настоящее время завершены важнейшие этапы создания фабрики: сдан в эксплуатацию экспериментальный корпус, завершен монтаж и наладка систем циклотрона ДЦ-280. Запуск собственно циклотрона состоится на 25 марта 2019 г. Первые эксперименты на новом ускорительном комплексе запланированы на 2-й квартал 2019 г. Программа экспериментов будет реализовываться в широком сотрудничестве с учеными США, стран Евросоюза, Японии и Китая.
Фабрика станет мировой базой для будущих исследований сверхтяжелых ядер и послужит закреплению приоритета России и всех стран-участниц ОИЯИ как лидеров в области синтеза и изучения свойств сверхтяжелых элементов.

Портал "Научная Россия" будет вести репортажи с мероприятия. Наблюдаем вместе!

оияи циклотрон