0 комментариев 784

22 января 1796 г. родился первооткрыватель рутения Карл Клаус

Карл Карлович Клаус известен как выдающийся химик, фармацевт, ботаник и исследователь флоры Заволжья и Прикаспийских степей

11 (22 января) 1796 года родился выдающийся российский химик, фармацевт и ботаник, первооткрыватель химического элемента рутений Карл Карлович Клаус. Ученый, балтийский немец по происхождению, появился на свет в Эстонии, но многие годы работал в России, получив также образование в нашей стране.

Открытие рутения считается одним из самых значимых достижений Клауса. Имя элементу ученый дал по латинскому названию России (Ruthenia). Рутений — это переходный металл серебристого цвета, и относится он к платиновым металлам, элемент восьмой группы пятого периода периодической системы химических элементов, атомный номер — 44. Новое вещество было найдено Карлом Клаусом в 1844 году в ходе исследования продуктов, остающихся после влажного аффинажа (очистки) платины. Рутений впервые был описан химиком в статье «Химические исследования остатков Уральской платиновой руды и металла рутения» в том же году.

Не так давно, в 2017 году, рутений стал лидером среди металлов по росту цены. Этот редкий драгоценный металл характеризуется особой твердостью и коррозионной стойкостью. Сегодня рутений используют в качестве катализатора в химической промышленности, применяют в качестве покрытия для жестких дисков, на которых хранятся данные, и т.д.  Рутений и его сплавы также востребованы в качестве жаропрочных конструкционных материалов в аэрокосмической технике.

Первооткрыватель рутения Карл Клаус был известен и как талантливый ботаник, исследователь флоры Заволжья и Прикаспийских степей. В 1851 году ученый одним из первых применил в ботанике (в сравнительной флористике) количественные методы.

Клаус вошел в историю и как фармацевт. В 1826 году он открыл в Казани собственную аптеку. С 1852 года Карл Клаус стал профессором фармации в Дерптском университете (Эстония) и занимал эту должность до конца жизни. Ученый скончался 12 (24) марта 1864 года в Дерпте.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фотографии в материале: https://commons.wikimedia.orghttps://ru.123rf.com/profile_bwylezich (слайд на главной странице сайта)