21 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения академика Владимира Николаевича Ипатьева

После революции Ипатьев основал в СССР несколько химических исследовательских центров. Ленин высоко ценил академика и называл «главой нашей химической промышленности»

Известный американский химик Фрэнк Уитмор утверждал, что «среди многих замечательных химиков Россия дала миру трех выдающихся — М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева и В. Н. Ипатьева».

Крупнейшим открытием выпускника Михайловской артиллерийской академии стал в 1936 году каталитический крекинг, позволивший намного увеличить выход бензина при переработке нефти. Вторым изобретением прославившим генерала-лейтенанта русской армии стал высокооктановый бензин, позволивший добиться решающего перевеса в скорости во время Второй мировой войны… американским самолетам. Ныне в США его числят основателем нефтехимии. И помнят, что именно исследования Ипатьева позволили наладить производство всевозможных полимеров и пластмасс, без которых теперь уже и жизни не представить. В 1939 году Ипатьев стал членом Национальной академии наук США. Как вышло, что крупный русский ученый, организатор химического производства, инициатор исследований и производства химического оружия, разработчик методов химической защиты войск в Первую мировую войну и в широком смысле, основатель химической промышленности в России, оказался в США и принес новой родине много славы? Ипатьев принял революцию и пошел к ней на службу, при его деятельном участии в СССР открывались химические лаборатории и исследовательские центры, его высоко ценил Ленин, но… В промышленности начали активно искать шпионов и «раскрывать» контрреволюционные заговоры, и Владимир Николаевич решил не возвращаться из заграничной командировки. До самой кончины он тосковал по родине, где его в 1936 году исключили из Академии наук и лишили гражданства. В 1990 году справедливость восторжествовала: великого русского химика посмертно восстановили в звании члена Академии наук, тогда еще СССР.

владимир ипатьев