19 января 1809 года в США родился Эдгар Аллан По  — известный писатель, родоначальник формы классического детектива и жанра психологической прозы. Именно По создал в литературе образ первого великого сыщика – детектива-любителя Огюста Дюпена из рассказа "Убийство на улице Морг".

Эдгара По называют  мрачным представителем американского романтизма. Его знаменитые сказки отличаются необычными и подчас жутковатыми сюжетами. Творческий путь писателя — таинственный и очень интересный. Помимо литературы Эдгар По всерьез увлекался еще и астрономией. Удивительно, но именно он впервые в истории смог разрешить так называемый парадокс Ольберса.

Фотометрический парадокс Ольберса заключается в том, что, если Вселенная бесконечна, однородна и стационарна (а в XVIII-XIX веках астрономы в этом не сомневались), то в небе — в каком направлении ни посмотри — рано или поздно окажется звезда. То есть, всё небо должно быть сплошным образом заполнено яркими светящимися точками звезд. Получается, в ночи небо должно ярко светиться, однако мы наблюдаем сплошное черное небо лишь с отдельными звездами.
Источник справки: Элементы.ру

Так почему же мы видим темное ночное небо? Незадолго до своей смерти, в 1848 году, Эдгар По опубликовал философскую поэму "Эврика: Прозаическая поэма (Опыт о Вещественной и Духовной Вселенной)". В ней он писал о том, что "если бы непрерывность звезд была бесконечна, тогда бы заднее поле неба являло нам единообразную светящесть, подобную исходящей от Млечного Пути, — ибо безусловно не было бы точки, на всем этом заднем поле, где не существовало бы звезды. Единственный способ поэтому, при таком положении вещей, понять пустоты, что открывают наши телескопы в бесчисленных направлениях, предположить, что рассеяние от незримого заднего поля так несметно, что ни один его луч доселе совершенно не мог нас достигнуть".

Таким образом, писатель нашел ключ к ответу на парадокс Ольберса. Действительно, наша Вселенная имеет не бесконечный возраст, ведь сегодня мы уже знаем о том, что она родилась почти 14 млрд. лет назад. Получается, что свету из более отдаленных частей Вселенной просто не хватило времени, чтобы добраться до нас.

Британский астроном и космолог Эдвард Харрисон (1919-2007гг.) был поражен столь изящным и простым объяснением парадокса Ольберса, предложенным По. Ученый писал: "Как мог поэт, в лучшем случае ученый-любитель, 140 лет назад уловить правильное объяснение, в то время как в наших колледжах до сих пор преподают неверное?".

Вот так за свою недолгую жизнь длиной в 40 лет Эдгар Аллан По успел оставить след не только в литературе, но и в науке. Писатель скончался 7 октября 1849 года. До недавнего времени точная причина смерти По не была установлена. В 2020 году специалисты из университетов в Остине (США, Техас) и Ланкастере (Великобритания) с помощью современного текстового анализа изучили работы писателя и пришли к выводу, что его смерть не была актом самоубийства. Сегодня биографы и ученые склоняются к версии о том, что кончина писателя могла быть вызвана алкогольным отравлением, опухолью мозга, сифилисом, диабетом или другим заболеванием.

На фото акварельный портрет Эдгара По (1843-1844 гг.). Источник фото: Thomas B. Welch / Originally printed in Graham's Magazine, 1845. Reprinted in The Literary History of Philadelphia by Ellis Paxson Oberholtzer