Сегодня, 19 апреля 2021 года, проходит  Общее собрание Отделения медицинских наук РАН. Член-корреспондент РАН Олег Юрьевич Атьков рассказал о достижениях и грядущих вызовах космической медицины.

По словам Олега Атькова, тему космической медицины очень важно обсуждать не только в связи с 60-летием первого полёта человека в космос, но ещё и потому, что в этой области работают сотни тысяч исследователей, которые на протяжении десятилетий работают над проблемой безопасного пребывания человека в «совершенно чуждых» условиях.

Быть космонавтом непросто… Очень много факторов влияют на состояние организма: это и невесомость, и радиация, перегрузка и психоэмоциональный стресс, ведь не каждый день человек настолько оторван от дома, в состоянии ограниченности в передвижениях, а также, когда температура окружающей среды очень сильно колеблется (от -150 до +150 °C).

В первую очередь, как утверждает Олег Юрьевич, страдают сердечно-сосудистая, мышечно-скелетная, сенсомоторная, эритропоэтическая и иммунная системы.

Во время длительного пребывания в космическом полёте происходят изменения водно-солевого баланса, метаболизма, системы крови, а также иммунной системы. Как говорит Олег Юрьевич, ранее боялись отпускать людей в длительные полёты в полгода и более, потому что при длительных полётах уменьшается количество эритроцитов, меняется их форма, некоторые из эритроцитов становятся «мишеневидными», уменьшается концентрация гемоглобина примерно на 30%, а «… нарушение  регуляции иммунной системы характерно практически для любого космического полёта и прогрессирует с увеличением длительности полёта…».

У космонавтов встречаются характерные заболевания, которые можно вылечить сразу на борту, но иногда возникают случаи, когда космонавту нездоровится и необходимо досрочно завершить полёт, а это целая операция по доставке космонавта на Землю. О характерных заболеваниях космонавтов, а также о проведённых медицинских экспериментах Олег Атьков рассказал в своём докладе, запись доклада можно посмотреть на портале Научная Россия. Трансляция продолжается.