Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) выпустил аналитическое исследование «Взаимодействие российских научных организаций и образовательных учреждений высшего образования с иностранными учеными в 2018 году». Томский политехнический университет входит в число лидеров по привлечению иностранных ученых.

Мониторинг охватил 864 научных организации и вуза, из них чуть менее половины (441) взаимодействовали с иностранными учеными. Всего в 2018 году Россию посетили 9 007 ученых из 115 стран. Более четверти всех исследователей из-за рубежа (2 351) взаимодействовали с десятью организациями – лидерами, среди которых семь университетов и три научных института.

Томский политехнический университет в исследуемый период посетили 125 иностранных ученых — это 9-е место среди научных организаций и вузов России. По количеству зарубежных ученых, привлеченных в области инженерных наук и технологий (59), ТПУ занял 2-место, в области естественных наук (59) — 8-ю позицию.

«Современная наука не может развиваться без активных трансграничных связей. В ТПУ работают 14 международных лабораторий, вуз входит в ассоциации ведущих европейских и азиатских технических университетов, является участником коллабораций на Большом адронном коллайдере и Суперпротонном синхротроне, экспериментов на Международной космической станции. В самом университете выполняются масштабные проекты под руководством ведущих российских и зарубежных ученых, ТПУ занимает лидирующее положение среди вузов России по объемам НИОКР и зарубежных контрактов», — отметил первый проректор ТПУ Андрей Яковлев.

В исследовании РИЭПП отдельно отмечено привлечение иностранных ученых в областях, соответствующих приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ. ТПУ больше всего сотрудничал с зарубежными коллегами по приоритету «Переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта». В совместных проектах с политехом по этим направлениям участвовали 68 ученых из других стран (4-е место в группе лидеров).

По географии зарубежных партнеров Томский политех занял 2-е место среди российских научных организаций и вузов: за год в ТПУ приезжали ученые из 36 стран.

Вместе с ТПУ в десятку лидеров по привлечению иностранных ученых авторы исследования включили Объединенный институт ядерных исследований, Тюменский государственный университет, Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера, Балтийский федеральный университет, МФТИ, Санкт-Петербургский политехнический университет, Крымский федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет и Институт востоковедения РАН.

[Фото: ТПУ]