В Институте неорганической химии им.  А.В. Николаева СО РАН работают над созданием действующих веществ для химиотерапии, которые превосходят уже существующие аналоги по цитотоксичности для раковых клеток, не приводят к резистентности и выступают как агенты для биовизуализации.

Люминесценция полученных соединений

Существует множество способов борьбы с онкологическими заболеваниями, но основным для некоторых видов опухолей по-прежнему остается химиотерапия. В качестве действующих веществ сейчас применяются соединения на основе платины. Они имеют ряд очень серьезных побочных эффектов и часто приводят к резистентности опухоли к лечению. Химиотерапия осуществляется в несколько курсов. Часто первые процедуры проходят успешно, но потом в какой-то момент лекарство перестает действовать на опухолевую линию из-за возникновения у клеток привыкания. Исследователи решили испытать для этих целей соединения меди. Известно, что они препятствуют ангиогенезу (процесс образования новых кровеносных сосудов в новообразовании) и метастазированию. Иными словами, если перекрыть доступ крови к опухоли, она прекращает расти. Сами клетки могут и не погибнуть, но хотя бы не будут подпитываться — опухоль станет разрушаться и умирать сама по себе.

«Наша научная группа занимается получением смешанно-лигандных полимеров с эндогенными металлами (медь, цинк, марганец, кобальт) и редкоземельными элементами на основе различных органических лигандов. Мы выполняем работы по основной части этой тематики в рамках проекта РНФ и разрабатываем соединения новых противоопухолевых препаратов, которые потенциально способны подавлять рост и развитие раковых клеток», — рассказывает старший научный сотрудник ИНХ СО РАН, кандидат химических наук Елизавета Викторовна Лидер.

Ученым также необходимы люминесцирующие соединения для визуализации веществ в клетках. Для этих целей сегодня используются агенты, которые тоже имеют недостатки: они разлагаются на свету и токсичны. Из-за этого их нельзя применять на длительное время. «Другое направление нашей деятельности — создание комплексов редкоземельных элементов с эндогенными металлами. Мы хотим получить молекулу, которая будет обладать противоопухолевой активностью и позволять органеллам клеток светиться», — объясняет Елизавета Викторовна.

В ИНХ СО РАН сконструировали ряд комплексов на основе меди, которые превосходят по своим свойствам широко используемый цисплатин. В качестве референсных соединений используются действующие фармакологические препараты на основе платины («Цисплатин» и «Карбоплатин»), которые уже продаются в аптеках. «Работы по цитотоксичности мы ведем совместно с Федеральным исследовательским центром фундаментальной и трансляционной медицины, они предоставили нам доступ к необходимому оборудованию для исследований. Кроме того, мы изучаем взаимодействие с ДНК опухоли, пытаемся понять механизм действия на клеточном уровне», — дополняет Елизавета Лидер.

Фото Марии Фёдоровой