20 февраля в Интеллектуальном центре ― Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова прошло заседание Совета Российского Союза ректоров. Главная тема встречи: подготовка кадров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.

Российский Союз ректоров (РСР) — общероссийская общественная организация, объединяющая более 700 руководителей образовательных организаций высшего образования РФ.

Участники:

Андрей Александрович Фурсенко, помощник Президента РФ;

Валерий Николаевич Фальков, министр науки и высшего образования РФ;

Сергей Владимирович Кабышев, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию;

Виктор Антонович Садовничий, президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН.

В числе участников также президенты и полномочные представители университетов России и представители Российской академии наук.

Участники обсудили приоритеты развития российской высшей школы в современных условиях, концепции развития математического, биологического, физического и химического образования в России, а также подготовку рейтингов вузов университетов БРИКС+ в рамках Московского международного рейтинга «Три миссии университета».

В.А. Садовничий выступил с докладом «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России». Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.Н. Калмыков представил доклад «О концепции химического образования». Академик-секретарь отделения биологических наук РАН, декан биологического факультета МГУ М.П. Кирпичников выступил с докладом: «О концепции биологического образования».

Портал «Научная Россия» провел прямую текстовую трансляцию.

13:02 Трансляция началась.

13:03 Президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий открывает заседание.

13:04 В.А. Садовничий: «Мы заинтересованы в одном деле: качественно готовить специалистов».

13:05 Выступает министр науки и высшего образования В.Н. Фальков.

13:07 В.Н. Фальков говорит о необходимости реформирования системы высшего образования.

13:09 В.Н. Фальков рассказывает о подготовке новых концепций образования в различных направлениях.

13:10 В.А. Садовничий выступает с докладом «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России».

13:13 В.А. Садовничий: «По экспертным оценкам 2023 г. около 60% российских предприятий заявили о кадровом дефиците».

13:15 В.А. Садовничий: «Обеспечение технологического суверенитета связано с приоритетностью определенных дисциплин. Прежде всего математики и естественных наук. Важность этого вопроса осознается на государственном уровне».

13:17 В.А. Садовничий рассказывает о концепции математического образования.

13:20 В.А. Садовничий: «Исключительную важность фундаментальной математики подчеркивают и крупнейшие зарубежные эксперты».

13:22 В.А. Садовничий: «Концепция химического образования направлена на повышения качества преподавания химии на всех уровнях, и подготовку специалистов химической и смежных областей, которые востребованы на рынке и способны работать на перспективу».

13:23 Докладчик рассказывает о концепции физического образования.

13:26 В.А. Садовничий рассказывает о всероссийском исследовании удовлетворенности студентов обучением и образовательными возможностями. Более 83% российских студентов удовлетворены обучением и возможностями образования, предоставляемыми вузами.

13:28 Докладчик рассказывает о пилотном проекте по переходу вузов на новую систему образования.

13:30 В.А. Садовничий отмечает основные принципы подготовки кадров в России: фундаментальность, междисциплинарность, расширение цифровых компетенций, развитие фундаментального инженерного образования и подготовку профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта.

13:32 Ректор МГУ рассказывает о развитии вузовской науки.

13:35 В.А. Садовничий: «Важным шагом развития вузовской науки стало реформирование аспирантуры. Это и наша просьба в целях усиления ее научной составляющей».

13:38 Докладчик рассказывает об обновлении учебно-научного оборудования. На обновление приборной базы МГУ им. М.В. Ломоносова в в 2020 - 2024 гг. направлено около 4 млрд руб.

13:40 В.А. Садовничий: «Воспитательная работа и образовательный процесс неотделимы».

13:41 В.А. Садовничий рассказывает о создании сети кампусов мирового уровня до 2030 г.

13:44 Ректор МГУ говорит о международном рейтинге университетов «Три миссии университетов».

13:46 В.А. Садовничий: «Нам удается многое решать, потому что есть поддержка президента».

13:48 Выступает губернатор Курской области Р.В. Старовойт.

13:50 Происходит подписание соглашения о присоединении Курской области к научно-образовательному консорциуму «Вернадский».

13:52 Выступает вице-президент Российского Союза ректоров А.В. Демидов.

13:54 А.В. Демидов рассказывает о фундаментальном инженерном образовании и его связи с достижением технологического суверенитета.

13:57 Выступает вице-президент РСР, ректор Воронежского университета Д.А. Ендовицкий.

13:59 Д.А. Ендовицкий рассказывает о государственной поддержке вузов и программе «Приоритет 2030».

14:02 Д.А. Ендовицкий: «В рамках достижения технологического суверенитета 30 регионов страны разрабатывают свои программы научно-технологического развития».

14:03 Выступает ректор Балтийского университета им. И. Канта А.А. Федоров.

14:05 А.А. Федоров говорит о создании новых кампусов мирового уровня и их оснащении.

14:06 А.А. Федоров: «Говоря о кампусах, мы не можем не сказать, что это центр молодежной жизни».

14:07 Выступает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров.

14:08 А.А. Александров говорит об участии университета в проекте создания кампусов мирового уровня.

14:12 А.А. Александров рассказывает о реставрации старых и постройке новых корпусов в рамках создания кампуса мирового уровня.

14:13 А.А. Александров «Кампус ― это ареал обитания, где должно быть все для учебы, научных исследований, проживания, спорта».

14:18 Выступает ректор Донецкого университета С.В. Беспалова.

14:19 С.В. Беспалова рассказывает о подготовке кадров в Донецке.

14:20 С.В. Беспалова: «С 2015 г. в Донецкой республике успешно работает Совет ректоров ДНР».

14:21 С.В. Беспалова говорит об участии Донецкого государственного университета в инновационных программах и проектах.

14:24 С.В. Беспалова выражает слова признательности президенту РФ В.В. Путину.

14:26 Выступает ректор РАНХиГС А.Г. Комиссаров.

14:27 А.Г. Комиссаров говорит о духовном и нравственном воспитании.

14:30 А.Г. Комиссаров рассказывает о проекте ДНК России.

14:31 Выступает помощник президента РФ А.А. Фурсенко.

14:33 А.А. Фурсенко говорит о новой системе высшего образования и приоритетных направлениях: «Количество приоритетных направлений все время растет».

14:35 А.А. Фурсенко говорит о необходимости сосредоточения сил на основных направлениях.

14:37 А.А. Фурсенко: «Значимость мировоззренческих дисциплин огромна».

14:41 А.А. Фурсенко: «Сегодня интерес в обществе к науке больше, чем когда бы то ни было в Советском Союзе. <...> Этим надо воспользоваться».

14:45 А.А. Фурсенко говорит о массовости высшего образования в России.

14:47 Участники заседания обсуждают предыдущие выступления.

14:50 Выступает ректор НИЯУ МИФИ В.И. Шевченко.

14:50 В.И. Шевченко рассказывает о концепции физического образования.

14:52 В.И. Шевченко обращается внимание на то, что доля школьников, осознанно рассматривающих физико-математические науки и инженерию как будущую сферу деятельности критически недостаточна для обеспечения развития техносферы России.

14:54 В.И. Шевченко рассказывает о поддержке школьников и учителей.

14:55 В.И. Шевченко анонсирует новую линейку современных учебников по общей и профильной физике от преподавателей НИЯУ МИФИ.

14:57 О концепции математического образования рассказывает ректор Адыгейского государственного университета Д.К. Мамий.

14:59 Д.К. Мамий: «Мы добились того, что появились призеры Всероссийской олимпиады в тех регионах, где их раньше не было».

15:00 Д.К. Мамий рассказывает о популяризации математического образования.

15:03 Д.К. Мамий говорит о математических центрах, созданных на базе некоторых университетов страны. Они обеспечивают связность математического образования и математических исследований. Этот проект необходимо сохранить после 2025 г.

15:05 О концепции химического образования рассказывает вице-президент Российской академии наук С.Н. Калмыков.

15:07 С.Н. Калмыков говорит об основных вызовах, стоящих перед химическим образованием в России. Это, в том числе, необходимость современных учебников и современного подхода к образованию.

15:09 С.Н. Калмыков отмечает, что химию выбирают менее 12% школьников, сдающих ЕГЭ.

15:12 С.Н. Калмыков: «У нас создана Общероссийская общественная организация учителей и преподавателей химии».

15:15 Академик-секретарь отделения биологических наук РАН, декан биологического факультета МГУ М.П. Кирпичников рассказывает о создании концепции развития биологического образования.

15:16 М.П. Кирпичников: «Математика это та скрепа, которая делает области знания наукой».

15:19 М.П. Кирпичников: «Биология это то, с чем мы встречаемся с самого раннего детства».

15:21 М.П. Кирпичников говорит о проблеме наставничества при работе со школьниками и поддержке талантливых детей.

15:26 М.П. Кирпичников рассказывает о передовых педагогических школах. Это центры повышения качества подготовки педагогических кадров по предметным областям на базе университетов и научных организаций.

15:28 В.А. Садовничий говорит об утверждении концепций развития образования на государственном уровне.

15:30 Участники обсуждают мировые рейтинги высшего образования.

15:38 Участники рассматривают график мероприятий Российского Союза ректоров.

Трансляция завершена.