В Интеллектуальном центре — Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова — в этот день было торжественно и шумно: здесь собралось около сотни действительных членов Российской академии наук и ректоров российских университетов. Это было первое совместное заседание совета Российского союза ректоров и президиума РАН, и на нем обсуждались возможности сотрудничества ведущих российских вузов с институтами РАН. По мнению собравшихся, такое сотрудничество жизненно необходимо для развития российской науки.

Начало заседания немного задержали, так как в конференц-зале проходило другое важное мероприятие — Российский совет олимпиад школьников под председательством министра образования и науки О.Ю. Васильевой. Академикам пришлось пить
чай в холле, о чем, судя по всему, никто из собравшихся не пожалел: все свободно общались, радостно приветствуя друг друга, совсем как вернувшиеся с каникул студенты, которым хочется поделиться самыми важными и интересными новостями.
Главный вывод, к которому пришли участники совета олимпиад, — необходимость изменения системы квотирования их очного этапа. По словам О.Ю. Васильевой, количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников за последние годы в десятки раз выше, чем в период существования СССР, что девальвирует само понятие олимпиады, в которой могут побеждать лишь самые достойные. Они же, напомним, получают право поступления в вуз без экзаменов. Все
это означает, что отбор абитуриентов должен быть более качественным, и это проблема всей российской науки. Ведь ее завтрашний день создается сегодня, в том числе с помощью талантливых детей. Важно, чтобы подход к оценке был правильным, а цена победы оставалась высокой.

Российская наука: то взлет, то посадка

Совместное заседание совета ректоров и президиума РАН открылось приветствиями О.Ю. Васильевой, исполняющего обязанности президента РАН академика В.В. Козлова и президента Российского союза ректоров — ректора МГУ академика В.А. Садовничего. Все трое напомнили, что такое собрание чрезвычайно важно и имеет огромные перспективы.
Министр образования и науки посетовала лишь на то, что на собрании нет представителей бизнеса, без которого осуществление многих наукоемких проектов сегодня невозможно. Позже один из участников заседания добавил, что приглашать на такие мероприятия нужно также представителей ФАНО: только тогда разговор получится по-настоящему продуктивным.
О.Ю. Васильева констатировала, что отечественная наука сейчас находится на взлете. Об этом говорят цифры: число молодых ученых выросло на 8,3 тыс. человек по сравнению с прошлым годом, прирост бюджетного финансирования научных исследований превысил 19 млрд руб., по всей стране проводятся научно-практические конференции, возрос интерес к научно-популярным изданиям. «Здесь собрался цвет академической и университетской науки, — подчеркнула министр. — Это люди, заинтересованные в развитии отечественной системы знаний, которые и словом, и делом помогают реализации президентской Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, согласно которой именно наука и технологии обеспечивают устойчивое будущее нации, развитие страны и повышение ее роли в общемировых процессах».
Министр призвала не впадать в пессимистические настроения. На самом деле кризис преодолен, и общими усилиями мы обязательно добьемся новых успехов и свершений.

Не изобретать велосипед

«Мы присутствуем при историческом событии, — подчеркнул В.В. Козлов. — В последние годы мы стали забывать словосочетание "интеграция науки и образования", а совершенно напрасно. Это была очень хорошая программа, и она финансировалась государством еще в советские годы. Тогда были созданы базы кафедр и научных лабораторий, что оказалось полезным для нашей молодежи, получившей новые возможности для движения вперед».
По словам исполняющего обязанности президента РАН, как только программа попала на бумагу, процесс начал постепенно затухать. Однако положительный опыт остался, и нам надо сейчас его вспомнить, чтобы не изобретать велосипед. Самое
главное — осознать, что альтернативы у нас нет. Либо сотрудничество и развитие, либо стагнация, которая неизбежно ведет к необратимым процессам разрушения.
«Исторически РАН и университеты были связаны всегда, — подчеркнул В.А. Садовничий. — Академия всегда распространяла знания, и университеты были главными проводниками в этом процессе. Эта связь остается и сейчас, и уже то, что среди собравшихся здесь ректоров много академиков РАН, тому подтверждение».
Виктор Антонович напомнил собравшимся историю Российского союза ректоров, которая началась четверть века назад, в далеком 1992 г., когда Б.Н. Ельцин в Колонном зале Дома союзов открыл первое его собрание, где был принят устав и была разработана программа. За эти годы было сделано многое для предотвращения разрушения отечественной науки, и в том, что сегодня у нас остается мощный задел и свои научные школы, — немалая заслуга этой организации. 
В 2002, 2006 и 2014 гг. в съезде Российского союза ректоров участвовал президент РФ В.В. Путин, в 2009 г. — президент Д.А. Медведев. «Шли годы, менялись правительства, было трудно, но мы двигались и развивались», — констатировал В.А. Садовничий, Хотя, по его словам, далеко не всегда на съездах было гладко и спокойно, не раз здесь звучали пламенные речи несогласия, в том числе в присутствии президента, и все это меняло и развивало не только науку, но и гражданское общество в целом.

Не исполнители, а интеллектуальная элита

Сегодня Российский союз ректоров — это мощная общественная система управления образованием, включающая 693 члена. «Мы не исполнители, это настоящий интеллектуальный центр», — подчеркнул В.А. Садовничий.
Прозвучавшие цифры впечатляют: сегодня около сотни российских университетов имеют соглашения о сотрудничестве с институтами РАН, более 70 ведут активную работу совместно с ними. Это, например, Дальневосточный, Казанский, Санкт-
Петербургский, Сибирский, Тамбовский и многие другие университеты, а также, конечно, МГУ, где трудятся 255 членов РАН. Издано более 2,3 тыс. совместных публикаций в авторитетных международных научных журналах.
После объединения академий такое сотрудничество значительно расширилось. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Самарский государственный медицинский университет, Медицинский научнообразовательный центр МГУ демонстрируют, как
можно успешно и плодотворно сотрудничать с научными институтами, создавая совместные проекты, открывая институты, лаборатории, проводя важнейшие фундаментальные исследования и претворяя их в жизнь, в практическую медицину.
Добавилась также тематика сотрудничества с бывшей сельскохозяйственной академией — РАСХН. Это направление успешно осуществляет, например, Ставропольский государственный аграрный университет, о чем поведал ректор этого учебного заведения академик В.И. Трухачев. Он заверил собравшихся, что Ставрополье — это житница России и край наукоемких технологий в сельском хозяйстве. По его словам, чем быстрее мы поймем, что для развития страны нужно мощное сельское хозяйство, тем быстрее наладится наша жизнь. «Нам не нужна бразильская ­говядина, — подчеркнул он. — У нас на Ставрополье растет собственная мраморная говядина, которой мы накормим всю страну».

МГУ — впереди планеты всей

В своем выступлении В.А. Садовничий рассказал, сколь широкий спектр программ, связанных с развитием науки, сегодня осуществляет МГУ. Безусловно, этот лидер отечественного образования — хороший пример для многих вузов. Например, грандиозные планы по созданию новых лабораторий под руководством молодых ученых — как правило, это доктора наук 28–35 лет, талантливые и амбициозные. 115 заявок было подано, все они рассмотрены, по результатам в ближайшее время будет создано 10–12 таких лабораторий на базе МГУ.
Есть и другие важные проекты: создание суперкомпьютеров, среди которых особенно выделяется вычислительной мощностью «Ломоносов» (в этом направлении МГУ — один из признанных мировых лидеров), запуск собственных научных
спутников (сегодня их уже шесть), научно-технологическая долина «Воробьевы горы», а также амбициозный проект «Ноев ковчег» по созданию информационного депозитария всего живого, что когда-либо существовало на нашей планете. Это
сложнейшая наукоемкая задача, которая также требует плотного сотрудничества с академическими институтами.
Есть и проблемы. Одна из них связана с деятельностью аспирантуры. С некоторых пор МГУ и СПбГУ имеют право присуждать собственные ученые степени. Здесь созданы свои аттестационные советы. Однако недавно вышло постановление правительства, согласно которому критерии для создания таких автономных ВАКов были существенно расширены, и теперь В.А. Садовничий опасается, что это снизит качество научных исследований. По его подсчетам, вузов, которые смогут воспользоваться этими возможностями, наберется около 100, а это неоправданно много.
Ректор МГУ рассказал собравшимся, как 22 июня участвовал в совместном с В.В. Путиным собрании по выборам президента РАН. «Мне немало лет, однако такого внимательного отношения главы государства еще не встречал, — заметил В.А. Садовничий. — Он вникал в каждую деталь, внимательно выслушивал каждое суждение, хотя собрание длилось пять часов».
Да и сам В.А. Садовничий проявил не меньшие терпение и заинтересованность, когда совсем недавно в течение пяти часов вручал дипломы выпускникам МГУ. Их в нынешнем году 10 тыс., из них 3 тыс. — отличники. «Это наше будущее,
наша элита, и они рвутся работать на благо отечественной науки в своей родной стране, — сказал академик. — Поэтому просто так отдать диплом неправильно. Каждому надо руку пожать, в глаза посмотреть, сказать слова напутствия».

Не просиживать штаны на кафедре

Тему аспирантур продолжил В.В. Козлов. «Подготовка молодых ученых — это наш приоритет, — подчеркнул исполняющий обязанности президента РАН. — Поэтому проблема аспирантуры крайне важна. Хочу напомнить, что она упоминается в законе об образовании и регулируется им. Это ступень послевузовского образования. Однако, к сожалению, сегодня ценность образования в аспирантуре в ряде случаев снижается и формализуется».
По словам В.В. Козлова, изначально, когда создавались аспирантуры, предполагалось, что молодой ученый продолжает там свое образование и работает над диссертацией. Однако сегодня это стало необязательным. Нередко мы не видим от молодого человека, который потратил на обучение десять лет, заметных научных результатов на выходе. Таким образом, мы пришли к суррогату в области науки и образовании, имеем низкую эффективность такой системы, когда самостоятельная научная работа становится невозможной. Необходимо принять ряд мер, которые бы помогли выйти из этого ступора: например, повысить конкурс в аспирантуру, дать молодым ученым больше возможностей для самореализации, для участия в научных проектах. Все это необходимо, чтобы аспирантура не стала профанацией.
Для наглядности В.В. Козлов процитировал высказывание выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова, который был выпускником Московского университета и членом Петербургской академии наук и всегда выступал за синтез науки
с учебой в университете: «Научное и без учебного светит и греет, а учебное без научного только блестит». Так и аспирантура должна заниматься реальными научными исследованиями.
О том, как можно решить проблему аспирантур, сказал молодой профессор РАН А.В. Наумов. По его мнению, для этого не обязательны серьезные структурные изменения в законодательстве — достаточно лишь внести небольшие поправки, чтобы
молодой ученый смог заниматься реальной научной работой, а не просиживать штаны на кафедре. «Уверяю вас, большинство моих молодых коллег этого очень хотят, была бы возможность», — подчеркнул он.

Алгоритмика против «кнопочного»» мышления

Председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, вице-президент РСР Н.В. Пустовой напомнил собравшимся, что в Сибири около 80 университетов и в их основе лежит самая эффективная на сегодня система подготовки молодых кадров — физтеховская, которую внедрил академик М.А. Лаврентьев, а ректор МФТИ член-корреспондент РАН Н.Н. Кудрявцев заверил собравшихся в том, что эта система поддерживается и развивается и благодаря этому вуз уже много лет готовит выдающихся специалистов и будущих нобелевских лауреатов. Одна из основных особенностей этой системы — плотное взаимодействие с академиками, которые читают здесь лекции, руководят кафедрами и лабораториями, и любой студент может вживую пообщаться с классиком науки, которую выбрал для своего движения по жизни. Это имеет огромное интеллектуальное и педагогическое значение.
Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского госуниверситета Д.А. Ендовицкий рассказал, что это учебное заведение в свое время дало миру таких выдающихся ученых, как хирург Н.Н. Бурденко
и наш первый нобелевский лауреат по физике П.А. Черенков. Эти традиции университет старается поддерживать: ведет активную научно-исследовательскую деятельность, готовит специалистов по всем направлениям и специальностям. Здесь действуют 17 факультетов, пять научно-исследовательских институтов, 14 научно-исследовательских лабораторий совместно с Российской академией наук, десять учебнонаучно-производственных центров с ведущими предприятиями региона, технопарк, а также центр коллективного пользования научным оборудованием, ботанический сад и биологический
учебно-научный центр.
Академик В.А. Бетелин рассказал о программе, формирующей правильный алгоритм мышления у детей и молодежи. «Общеизвестно, что из-за повсеместного внедрения в нашу жизнь разнообразных гаджетов у детей начиная с детского сада,
с двух-трех лет, формируется "кнопочное", или клиповое, мышление, — рассказал академик. — Такой человек к подростковому возрасту не в состоянии самостоятельно решать элементарные задачи, не может воспринимать тексты, читать книги. Его мозг полностью переключается на игру, на нажимание кнопок или клавиш, и исправить этот дефект развития в 15–16 лет уже невозможно». Проблема более чем серьезная: «кнопочным»
мышлением, по данным В.А. Бетелина, заражено до 80% детей. Поэтому решать эту проблему надо начиная с детских садов. Именно с этой целью совместно с Сургутским государственным университетом была разработана программа «Алгоритмика для детей», формирующая аппаратно-программное мышление у учащихся школьных и дошкольных учреждений. Сформирован так называемый образовательный планшет, с помощью которого дети, играя, учатся размышлять. Некоторые из них обучаются программировать, еще не умея читать и писать. С опорой на этот опыт в Сургуте сегодня выстроена система инженерного образования до 2030 г., и она уже работает.
Президент Нижегородского государственного университета Р.Г. Стронгин посвятил свое выступление важной теме управления вузом в новых условиях. Это не простое копирование предпринимательское деятельности, не менеджмент, а сочетание таких функций, как понимание главенства роли фундаментального образования и умения привлекать инвестиции, чтобы в этих условиях выживать. Он рассказал о новых программах университета, а их множество — например, по созданию экзоскелетов, киберсердца и кибермозга, для чего требуется сотрудничество с целым рядом научных организаций и институтов: ведь здесь нужны не только интеллектуальные усилия ученых, но и 3D–принтеры, и суперкомпьютеры. Где все это взять? Так появляются новые условия управления — взаимопроникновение проектных и административных ресурсов. «Университет, по определению нобелевского лауреата И.Р. Пригожина, становится открытой системой, — сказал Р.Г. Стронгин. — Достичь этого трудно, но никто не обещал, что будет легко».
Участники первого совместного заседания были единодушны в главном: для успешного развития науки необходимы синтез академической и университетской науки, а также слаженное взаимодействие органов власти и экспертного сообщества.