Фрагмент черепа этрусского медведя Ursus etruscus из пещеры Таврида, Крым.

Открытая в 2018 году в Крыму пещера Таврида, получившая известность благодаря богатейшей фауне позвоночных раннего плейстоцена (1,8–1,5 млн лет), продолжает приносить интересные находки. К уже определенным ископаемым видам – гигантскому страусу пахиструтио, южному слону, носорогам, антилопам, быкам, оленю-арверноцеросу, лошадям, гигантскому верблюду, саблезубым кошкам, короткомордой гигантской гиене, зайцам, дикобразу и другим – добавился этрусский медведь. Это первое свидетельство обитания этрусского медведя на территории Крыма и России в целом.

В раннем плейстоцене этрусский медведь обитал в южных областях Европы и центральной части Азии. Ранее он был известен из местонахождений Италии (в том числе Тосканы - территории древней Этрурии), Испании, Франции, Германии, Нидерландов, Румынии, Греции, Украины, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Китая, а также из Израиля и Марокко.

Исследованный фрагмент лицевой части черепа, хранящийся в Палеонтологическом институте им. А.А. Борисяка Российской академии наук, реставрирован из шести крупных и нескольких мелких обломков. Черепные и зубные признаки позволяют идентифицировать данный образец как Ursus etruscus. Сильно стертые коренные зубы указывают на значительный индивидуальный возраст изученной особи. По характеру питания и общим размерам этрусский медведь ближе всего к некрупным современным бурым медведям.

Пещера обнаружена в 2018 году при прокладке федеральной трассы Таврида.

Старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН, кандидат биологических наук Александр Лавров рассказал в беседе с "Научной Россией", чем так интересен этрусский медведь:

"Интересен этрусский медведь тем, что это - базальный уровень развития особой линии медведей - пещерных медведей, специализирующихся больше на растительной пище. Его морфология имеет промежуточное положение между медведями пещерной (спелоидной) линии и магистральным направлением эволюции медведей (арктоидной линии). Чем больше материала будет доступно по этим древним медведями, тем больше будет наше понимание движущих факторов эволюции у древних и современных хищников. В Тавриде были найдены также саблезубые тигры- Homotherium crenatidens и Megantereon. Еще были найдены кости и зубы ископаемой очень крупной гиены Pachicrocuta brevirostris. Публикация по саблезубым находится в печати. Подготовлена статья и с описанием находок гиены. Еще в пещеры были найдены остатки древних предков волков и зубы ископаемых лисиц. Материал в обработке", - говорит ученый.

Подробнее об этом: Статья: Статья: Гимранов Д.О., Лавров А.В., Старцев Д.Б., Тарасенко К.К., Лопатин А.В. Первая находка этрусского медведя (Ursus etruscus, Ursidae, Carnivora) в Крыму (пещера Таврида, ранний плейстоцен) // Доклады Российской Академии наук. Науки о жизни. 2020. Т. 491. С.
130–133 [DOI: 10.31857/S2686738920020122]