Современное образование в области антропологии и этнографии нуждается в реформировании.  Особенно важно заниматься этим сейчас, когда формируется национальная система образования. Об этом на XV конгрессе антропологов и этнологов России корреспонденту «Научной России» рассказала профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, доктор исторических наук Татьяна Смирнова.

«Сейчас ― самый подходящий момент. С 2025 г. мы переходим на новые стандарты, поэтому осенью будет готовиться новая нормативная база, и, конечно, наше преподавательское и научное сообщество должны принять самое непосредственное участие в этих реформах. Это бумажная, бюрократическая и не очень творческая работа: конечно, заниматься научными исследованиями или ездить в этнографические экспедиции гораздо интереснее. Но образованием тоже нужно заниматься.

Я считаю, что сейчас мы находимся в критической точке. Дело в том, что в 1990-х – начале 2000-х гг. был всплеск этнологического образования. Тогда приняли  новые стандарты, по этим стандартам стали открывать направления подготовки антропологов и этнологов, эти направления начали лицензировать. Сейчас, как я считаю, мы находимся в стадии спада, направления подготовки начинают закрываться: мы видим, что из 15 университетов, которые лицензировали антропологию и этнологию, сейчас это направление подготовки реализуется только в 10. Конечно, нужно принимать меры.

Сегодня формируется суверенное национальное образование: нам нельзя выпадать из этого тренда и более того, этот тренд надо формировать со своей  профессиональной точки зрения. Мы погружены в темы и должны говорить, каким это образование должно быть», ― сказала Татьяна Смирнова.