30 ноября 2018 года в библиотеке Московского университета им. М.В. Ломоносова состоялось открытие международной конференции «Третья миссия университета», где обсуждалось рейтингование университетов и его особенности. Оглашен лист рейтинга 333 ведущих вузов из 53 стран мира, в котором МГУ занимает 23 позицию (год назад – это было 25 место).

Собрание открыл руководитель службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов: «Я отвечаю за оценку качества всех уровней образования. Служба надзора в сфере образования и науки принимает решение по аккредитации высших учебных заведений, организации проверок. Данное мероприятие очень важно для использования в нашей дальнейшей работе». В советское время в стране было 518 организаций высшего профессионального образования, включая вузы и филиалы. Пять лет назад в Российской Федерации насчитывалось 2,5 тысячи таких организаций. И, понятно, определенная проблема девальвации качества высшего образования имела место. Для министерства была поставлена соответствующая задача, и за пять лет мы сократили количество неэффективных вузов более чем на 50 процентов. Причем были обеспечены равные права всех студентов.

Сегодня перед нами стоит новый этап: изменить систему оценки высшего образования. К сожалению, у нас есть определенные проблемы, которые мы признаем. И важно понять, как изменить оценку, чтобы она измеряла реальные знания студентов. Буквально недавно Государственная дума в первом чтении уже приняла соответствующий проект, который позволяет учитывать и проводить оценку знаний студентов в системе государственной аккредитации. Это существенный шаг. Мы тоже смотрим за рейтингом, который есть в стране, поддерживаем рейтинг, инициированный МГУ и коллегами. Мы планируем использовать его результаты и дальше в системе государственной аккредитации. Но существенно, чтобы одним из показателей, тех рейтингов, которые существуют, все-таки была оценка качества знаний и способностей студента.

В системе школьного образования есть международный критерий, который проводит оценку действительных знаний школьников. В нынешних рейтингах высших учебных заведений оцениваются научные статьи, трудоустройство – некие понятные, но формальные показатели.

И еще я бы задал вопрос: Какой выпускник должен быть через 10-20 лет? Система школьного и вузовского образования должна подстраиваться под потенциального выпускника. Понятно, что по прошествии десятилетий будут другие требования, другая экономика, будет меняться мир. Так что необходимо иметь гибкую и отвечающую новым вызовам систему образования».

Далее выступил с докладом ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. Он сказал, что проект «Третья миссия университета» это предложение Союза ректоров России. «Мы много обсуждали замысел этого проекта, и многие присутствующие коллеги являются соавторами предложения создания данного рейтинга. Я постараюсь обосновать, почему мы считаем, что такой рейтинг имеет право быть наряду с другими рейтингами, - отметил академик РАН. - Но сначала позволю себе несколько слов о создателях рейтинга -  интеллектуального продукта, значимого для огромного количества предметов.

Союз ректоров существует 25 лет и ежегодно собирается на съезды. На каждом съезде все эти годы присутствует руководитель страны – президент России. Совсем недавно 26 апреля был съезд в Санкт-Петербурге. Там мы могли наблюдать как президент, выступая, размышляет о проблемах системы образования. Многие принимали участие в дискуссии. В том числе и там обсуждался новый рейтинг.

Сейчас в системе образования находится 662 университета, из них 484 – государственных, 178 - негосударственных. Их научный потенциал огромен – 4 млн. студентов. У нас 200 тыс. кандидатов и докторов наук. И, конечно, огромный штат преподавателей. Университеты относят к разным уровням - федеральные, национальные, опорные. Сегодня здесь присутствует 88 руководителей университетов. Они постоянно активно работают, не обязательно встречаясь. Союз ректоров на протяжении своего существования сделал десятки предложений, которые приняты государством. Т.е. он повлиял на нашу систему образования. Например, мы предложили Фестиваль науки России, и он сейчас ежегодно проводится. Мы инициировали указ президента об установлении Дня российского студенчества. Совет запустил  научный форум «Ломоносов» (теперь участвуют 75 стран). Мы предложили систему собственного присуждения степеней МГУ, в противовес ранней практике государственной схемы. Поставили цель открыть национальную платформу открытого образования - и у нее на данный момент уже 2 млн. слушателей. МГУ тоже имеет открытую платформу «Университет без границ». Это тоже работа союза ректоров. Союз предложил и возглавляет проведение в стране олимпиад школьников. Сейчас в  них участвует более 2 млн. школьников. Т.е. практически школа «заболела» системой олимпиад. Школьники стараются участвовать в олимпиадах, чтобы показать какие-то достижения (хотя они не обязательно выпускники). Хорошо, что в государстве есть мощное движение молодежи.

Как известно, цели нашего государства реализуются через национальные проекты, которые серьезно финансируются. Среди национальных проектов есть «Наука» и «Образование». Ректоры активно в них участвуют. Остро стоит вопрос о получении права (аккредитации) на преподавание в университетах. Есть разные предложения: делать это совершенно независимо от государства; создать смешанную систему; оставить ее более государственной. Общество поглощено огромной дискуссией. 

Образование и наука традиционно находятся в фокусе внимания вузов. Но в последние годы особенный акцент ставится на социальной ответственности университетов, их вкладе в развитие общества. К сожалению, должное внимание ей уделяется не везде. Это важно и в России: у нас огромная страна, много регионов, важна связь между университетами и местными сообществами, управление регионами, требуется реакция университетов на изменение экономики в целом, объективный взгляд на развитие регионов и страны, передача знаний между ними.

Такой запрос есть и в других странах. Только за последний год прошел ряд форумов, собравших ректоров разных государств: Японии, Кубы, Ирана, арабских стран и др. Там коллеги непременно обсуждали третью миссию университета. Почти во всех заключениях форумов подчеркивается необходимость содействия третьей функции университетов. В нашем рейтинге мы хотели учесть третьи миссии университетов за последний год.

Вообще рейтинги – это неустойчивый показатель. Ни одному рейтингу безусловно доверять нельзя, скажет вам любой математик. Ведь очень многое зависит от данных и их обработки.

Международное рейтингование МГУ – новое фундаментальное ранжирование, в первую очередь оценивающее все три задачи вузов. Кроме других параметров, мы включили в наше исследование и социальную ответственность. Первоначальные принципы ранней версии данного рейтинга обсуждались в этом зале в 2017 г. Решено, что она объективна и имеет право на существование. Сейчас проведена уже и вторая версия (2018 г.). Вводимая модель учитывает всех три миссии университетов. В 2017 г. был учтен топ из 200 университетов. В 2018 г. в кратком листе было задействовано 500 университетов. Остановились, однако, на 333, так как не все вузы представили все необходимые параметры. В последнюю версию попало 17 российских университетов. Так выглядит объективный взгляд. Мы использовали беспрецедентно широкие источники данных (Web of Science, Scopus, Twitter, Facebook, сайты университетов, сайты органов власти и др.) Я не знаю других рейтингов, где было бы использовано столько источников», - отметил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова. - В данном анализе МГУ  числится первым из российских университетов и занимает двадцать третье место. Видно, что все показатели были доступны и проверяемы. Версии нашего рейтинга показывают рост конкуренции между университетами.

Наш рейтинг сильно коррелирует с международными рейтингами, другими национальными рейтингами. Получается, что у нас высокое место занимают (почти на 100%) те же вузы, что и в других международных системах оценки. Значит, полученные данные объективны. Нужно отметить, что представляемый рейтинг прошел долгий путь аудита одной из крупнейших компаний мира PriceWaterhouseCoopers. Он включал оценку 14 процедур. Кроме нашего рейтинга, такой проверке была подвергнута еще только одна система. И Россия, на наш взгляд, становится мировой площадкой для обсуждения идеи - какими должны быть университеты будущего».

Далее выступила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Александровна Боровская. Она отметила существенность общих критериев университетов. «Сегодня интеграция науки и образования в высшей школе – ключевой вопрос, охватывающий РФ. Именно на площадке новой современной науки -  активно идущих в ней фундаментальных и прикладных процессов – должна рождаться структура передового образования. Как мы знаем, первые рейтинги появились в 2004 г., Россия впервые увидела себя в них в 2007 г. Нужно понимать, что рейтинг своего рода поддержка принятия системы управленческих решений. Такая система поддержки всегда позволяет видеть, что является приоритетом в мире, какие акценты могут проставить наши коллеги в этой связи в университетах. Рейтинг, конечно, не единственная система оценки. Просто по ним мы должны выстроить базовые тренды ориентации подготовки специалистов высшей школы. Национальные проекты РФ 2019 г. тоже дают возможность понять и почувствовать основные течения предстоящей деятельности. Социально-экономическая ответственность территорий и регионов в союзе с университетами и вузовскими площадками – вот направление, заданное в рейтинге МГУ. Одна из тенденций (университет и общество) уже нашла себя в национальном проекте «Образование». Ведь задачами университета является сохранение кадров в регионе, экспорт образования, что, в свою очередь, является мощным инвестиционным ресурсом. Хочется, чтобы не только университетские команды, но и команды региональных лидеров  вместе с вами понимали текущие задачи и принимали участие в обсуждениях рейтингов. От успехов университетов на их территориях, их совместной политики во многом зависит региональное и территориальное развитие РФ».

«Я благодарю экспертов за реализацию замечательного подхода, воплощенного в представляемом рейтинге. Для системы управления вузами это мощный стимул к развитию. Хотя рейтинги и не могут быть самоцелью, важно оценивать себя вчерашнего с собой сегодняшним», - подчеркнула зам.министра науки и высшего образования.