«Наука в школе сегодня находится на пересечении
общественного и вашего профессионального педагогического
интереса, да и в средствах массовой информации она вызывает
большой резонанс. Научная журналистика по-прежнему востребована,
а формулирование компетенций научного журналиста является сегодня
актуальной задачей. Научный журналист должен обладать широтой
кругозора, глубиной знаний в своей научной предметной области,
высоким уровнем ответственности (ведь медиа влияют на
формирование уровня научной грамотности общества), иметь твердое
понимание своей миссии. Надеюсь, что в рамках наших общих
точечных дискуссий мы от вас получим обратную связь и поймем, как
надо повышать уровень научной культуры, как можно популяризовать
науку в школе. Наша задача – продвигать позитивный образ науки и
повышать ее», - говорит декан факультета журналистики
профессор Елена Леонидовна
Вартанова.
В
течение двух рабочих дней более 60 участников
школы общались с учеными-популяризаторами науки,
научными журналистами и преподавателями факультета. В рамках
проекта состоялись не только лекции и теоретические занятия, но и
мастер-классы и практикумы.
Мария Евгеньевна Аникина, доцент кафедры
социологии массовых коммуникаций факультета журналистики,
рассказала о процессах медиатизации знаний и о том, какой образ
ученых сложился в современных российских медиа. Школьным учителям
она дает совет: избегать дутых сенсаций и произвольной вкусовой
интерпретации, больше общаться с экспертами, способными дать
практический прогноз, постараться делать свои тексты
персонифицированными, сконцентрироваться на отдельной личности. В
качестве примера того, как правильно и интересно писать о науке,
она приводит «Российскую газету».
Любовь Николаевна Стрельникова, главный редактор
научно-популярного журнала «Химия и жизнь», провела для
участников школы мастер-класс «Пойми меня», во время которого
учила, как правильно расставлять смысловые акценты при создании
текстов. «Один нанометр – диаметр трубочки для коктейля, который
пьет микроб», - говорит она, иллюстрируя важность создания точных
и цепляющих образов. Поясняющие ассоциации, отказ от эвфемизмов,
минимум цифр - вот, по мнению редактора формула успеха, но
главное, не писать ничего ненужного, ведь «на картине не должно
быть лишних штрихов».
Также участникам школы рассказали об особенностях работы
журналиста при подготовке научно-просветительских текстов, о
методах оценки качества научной информации и средствах
противодействия лженаучным заблуждениям.
Антон Георгиевич Войцеховский, автор и ведущий
программы «Наука 2.0.EXперименты», в своей лекции «Соверменная
телереволюция» поведал учителям о современных технических
средствах, которые позволят снимать и хорошие документальные
фильмы, и передачи для школьного телевидения.
А Владимир Георгиевич Сурдин, астроном,
кандидат физико-математических наук, доцент физического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник
Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга
МГУ, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификации научных
исследований при Президиуме РАН, рассуждал о вещах более
глобальных: о полетах на Луну, концепциях марсианской базы, о
том, чем занимается МКС и почему в космос выгоднее запускать
беспилотные научные аппараты, а не людей. «Сегодня для нас
космонавтика стала рутиной, сейчас нет никакого героизма в полете
в космос, это обычная работа», - отмечает он. Однако, несмотря на
десятилетия исследований и путешествий, современный человек
по-прежнему знает далеко не все о космосе, а те знания, которые
он имеет, не всегда оказываются верными. Все заблуждения Сурдин
тоже пытается развеять, ведь, по его словам СМИ – это «средства
массового поражения», которые оказывают большое влияние на
аудиторию. И, если здесь собрались руководители школьных медиа,
значит, в их силах влиять на получение процессов базовых
естественно-научных познаний школьников.
Подробнее: http://www.journ.msu.ru/about/news/15219/
Фото: Дмитрий Линников, Юлия Чванкина