Куры – одно из самых экономически важных животных в современном мире. Однако история их происхождения и распространения в древнем мире до сих пор плохо изучена. Более того, новые археологические методы показали, что многие найденные  останки, которые ранее считались костями ранних кур, на самом деле принадлежали диким птицам, сообщает Институт мировой истории Общества Макса Планка.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, международная команда археологов, историков и биомолекулярных ученых представляет самые ранние доказательства разведения кур для производства яиц и утверждает, что потеря сезонной кладки яиц была основной причиной распространения домашних кур по Евразии и северо-восточной Африке.

Используя фрагменты яичной скорлупы, собранные на 12 археологических памятниках за период около 1500 лет, исследователи показывают, что кур широко разводили в Центральной Азии примерно с 400 г. до н. э. по 1000 г. н. э. и, вероятно, они были распространены вдоль древнего Шелкового пути. Обилие яичной скорлупы позволяет предположить, что птицы неслись вне сезона. По мнению исследователей, именно плодовитая кладка яиц сделала домашнюю курицу столь привлекательной для древних народов.

Чтобы прийти к таким выводам, команда собрала десятки тысяч фрагментов яичной скорлупы из мест, расположенных вдоль главного коридора Шелкового пути. Затем был использован метод биомолекулярного анализа под названием ZooMS, чтобы определить источник яиц. Подобно генетическому анализу, ZooMS позволяет идентифицировать виды по останкам животных, таким как кости, кожа и скорлупа, но при этом он опирается на белковые сигналы, а не на ДНК. Это делает его более быстрым и экономически эффективным вариантом, чем генетический анализ.

Идентификация фрагментов скорлупы как куриных, а также их обилие в слоях осадочных пород на каждом участке привели исследователей к важному выводу: птицы должны были нести яйца чаще, чем их дикий предок, красная джунглевая птица, которая гнездится раз в год и обычно откладывает шесть яиц за кладку.

«Это самое раннее свидетельство утраты сезонной кладки яиц, обнаруженное в археологической летописи. Найдена важная подсказка для лучшего понимания отношений между людьми и животными, которые привели к одомашниванию», – говорит доктор Роберт Спенглер, руководитель исследовательской группы.

Новое исследование дает ответ на извечную загадку курицы и яйца. В Центральной Азии есть свидетельства того, что способность нести множество яиц – это то, что сделало курицу той курицей, которую мы знаем сегодня, – глобальным видом, имеющим огромное экономическое значение. Авторы надеются, что это исследование продемонстрирует потенциал новых, экономически эффективных методов и междисциплинарного сотрудничества для решения давних вопросов о прошлом.

[Фото: Robert Spengler]