Исследователи НИЦ «Курчатовский институт» в составе экспедиционной группы, куда также вошли специалисты ФИЦ «Биотехнологии» РАН, ФИЦ «Институт цитологии и генетики» СО РАН и СОГУ, изучили места в Северной Осетии, где обитают экстремофильные микроорганизмы. Маршрут экспедиции проходил через Кармадонское ущелье, Бирагзанг и район пансионата «Урсдон». Именно там специалисты обнаружили микробные сообщества, адаптированные к особым условиям обитания – повышенной температуре и кислотности. Ферменты, которые вырабатывают эти микроорганизмы, могут оказаться перспективными для биотехнологии.

Ученые Курчатовского геномного центра занимаются, в том числе, поиском генов, кодирующих ферменты, которые могут иметь биотехнологический потенциал. Наибольший интерес для исследователей представляют ферменты экстремофильных микроорганизмов, приспособленных к особым условиям обитания. Природный ландшафт Северной Осетии позволил ученым выбрать множество разнообразных мест для отбора таких бактерий – стоки шахтных отвалов, термальные и минеральные источники.

В ходе экспедиции, организованной в рамках Программы развития Курчатовского геномного центра, было собрано 49 образцов. В настоящее время ученые проводят эксперименты по метагеномному анализу найденных микробных сообществ.

«Эта экспедиция объединила специалистов ведущих научных центров России и создала задел для перспективных междисциплинарных исследований. В рамках сотрудничества мы сможем не только идентифицировать гены, кодирующие полезные для биотехнологии ферменты, но и научиться получать их с помощью естественных продуцентов», – рассказал руководитель экспедиционной группы, к.б.н., лаборант-исследователь Курчатовского геномного центра Степан Тощаков. Для этой цели ученые будут использовать как молекулярно-генетический анализ, так и методы классической микробиологии.