Учёные Курчатовского института совместно с исследователями из МГУ им. М.В. Ломоносова, НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, ИМБ РАН, ФНКЦ ФМБА разработали материал для заживления ран из «искусственной паутины».

«Искусственную паутину» вырабатывают модифицированные с помощью генной инженерии дрожжевые грибы. Повязки на её основе быстрее заживляют раны. «Искусственная паутина» восстанавливает ткани за счёт стимуляции работы стволовых клеток, которые ускоряют выздоровление. Она также может предотвратить появление шрама.

Для получения «паучьего шёлка» дрожжам пересаживают синтезированные и отредактированные гены, отвечающие за выработку аналогов белков, которые  пауки используют для создания каркасной нити – самой прочной составляющей паутины. Российским учёным удалось увеличить молекулярную массу белка, что улучшило основные характеристики материала.

« “Паутину” можно использовать для заживления любых ран, поскольку этот материал стимулирует работу стволовых клеток, содержащихся во всех видах тканей. Они выступают своего рода «дежурными ремонтниками»  –  начинают действовать при любой «аварии», стимулируют всевозможные факторы роста сосудов и нервов, вызывают разрастание новых клеток. В результате происходит регенерация тканей организма, – рассказал ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» Владимир Богуш.

«Паучий шёлк» очень  прочный и лёгкий, он превосходит по этим характеристикам любые материалы, созданные человеком. Его белки  полностью биосовместимы с организмом человека.

Пока получить «искусственную паутину» достаточно сложно, поэтому  специалисты НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова смешали «паучий шёлк» с шёлком тутового шелкопряда, который прост в производстве и доступен по цене. Эксперименты на мышах показали, что полученный материал также обладает высокими регенеративными свойствами.

Источник фото: michael podger on Unsplash