Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 1884

В бирманском янтаре обнаружена древнейшая пчела. Ей 100 миллионов лет

В древесной смоле возрастом 100 миллионов лет, найденной в Мьянме (бывшая Бирма), сохранилась древняя пчела, а также зерна пыльцы и 21 личинка жучка–паразита, который питается личинками пчел.

В древесной смоле возрастом 100 миллионов лет, найденной в Мьянме (бывшая Бирма), сохранилась древняя пчела, а также зерна пыльцы и 21 личинка жучка–паразита, который питается личинками пчел, сообщает пресс-служба Орегонского государственного университета (США). Описание находки появилось в журнале BioOne Complete

Найденная пчела-самка относится к неизвестному ранее роду и виду. Ученые классифицировали ее как Discoscapa apicula в семье Discoscapidae. Древняя пчела имеет общие черты с современными пчелами, включая перистые волоски, округлое брюшко и пару «шпор» на задней голени. Есть у пчелы и черты, которые связывают ее с предками – хищными роющими осами, от которых, как считается, произошли пчелы. К этим чертам относятся очень низко расположенные антеннальные гнезда и некоторые особенности жилок на крыльях.

Многочисленные пыльцевые зерна на лапках Discoscapa Apicula показывают, что незадолго до своей смерти пчела побывала на одном или нескольких цветках. В том же куске янтаря ученые обнаружили 21 паразитирующую личинку жука – триунгулины (первая личиночная стадия жуков маевок). Подобные жуки-паразиты досаждают пчелам и сегодня. Типичный пример паразита – майка обыкновенная (Meloe proscarabaeus).

Discoscapa apicula является «переходным звеном» в эволюции пчел. Возможно, она поможет пролить свет на то, как пчелы перешли на «нектарную диету», образовав новую линию в семействе роющих ос, которые питаются другими насекомыми.

[Фото: MAGE PROVIDED BY GEORGE POINAR JR., OSU COLLEGE OF SCIENCE]