В журнале Current Biology японские исследователи сообщают, что самцы кольцехвостых или кошачих лемуров (Lemur catta) становятся более привлекательными для самок, когда выделяют фруктовый и цветочный аромат из своих запястий. Используя подробный химический анализ, исследователи определили три соединения, ответственные за этот сладкий аромат. Это первый случай, когда феромоны были идентифицированы у приматов. Новость появилась на сайте Токийского университета.

У кольцехвостных лемуров хорошо развиты ароматические железы на плечах и запястьях. Обычно животные их используют, чтобы обозначить свой социальный ранг, репродуктивный статус и пометить территорию. Недавние наблюдения за поведением лемуров показали, что «духи» помогают им также привлечь внимание самок. Лемуры «душат» свои хвосты запахом, который выделяется из запястья, а затем движениями хвоста распространяет этот запах.

В Японском центре обезьян (JMC) в Аити и в Научно-исследовательском институте эволюционной биологии в Токио (Япония), ученые следили за тем, как ведут себя кошачьи лемуры. Они заметили, что самки дольше принюхиваются к следам запаха, оставленным самцами, во время периода размножения. Ученые провели эксперимент: сначала они поместили самок вместе с самцами, которые выделяют фруктовый запах, а потом – с самцами, которые выделяют горький запах, характерный для межсезонья. Оказалось, что самки примерно в два раза дольше вдыхают приятный фруктовый запах, чем обычный.

Используя газовый хроматографический масс-спектрометрический анализ секрета запястья, который выделяется в период размножения и в период межсезонья, ученые определили основные химические компоненты, составляющие мужские ароматы. Три альдегидных соединения – додеканал, 12-метилтридеканал и тетрадеканал – присутствовали в обоих запахах. Но их концентрация была выше в запахе, который выделяется в сезон размножения. При этом, как оказалось, только смесь всех трех соединений способна привлечь внимание самки.

Также выяснилось, что молодые, половозрелые самцы производят больше этих соединений, чем старшие лемуры. Кроме того, ученые наблюдали, что самки после своего репродуктивного расцвета совсем не обращают внимание на «духи» самца. Эти результаты показывают, что эти три соединения действительно являются феромонами, но требуется больше времени, чтобы определить, влияют ли они непосредственно на сексуальное поведение кольцехвостых лемуров.

[Фото: Chigusa Tanaka, Japan Monkey Centre. Иллюстрация: ILLUSTRATION BY CAITLIN E. DEVOR, UNIVERSITY OF TOKYO]