Американские биологи выяснили, что самцы одного вида колибри привлекают внимание самок, издавая хвостом специфический звук во время полета. Исполняя свою «песню», они стремятся минимизировать эффект Допплера, чтобы произвести большее впечатление. Исследование появилось в журнале Current Biology.

Калипта Коста (Calypte costae) – вид колибри, который обитает на юго-западе США и в Мексике. Это небольшие птички, которые в длину достигают 7,6-8,9 см и весят всего около трех граммов. Свое название колибри Коста получили в честь Луи Мари Панталеона Коста, орнитолога и археолога XIX века. У самцов, в отличие от самок, очень яркое оперение, и в период ухаживаний они стремятся продемонстрировать свои пестрые перышки на груди. Однако это не единственный способ показать себя перед дамами.

Самцы Калипта Коста «ныряют» в воздухе на огромной скорости – во время этого маневра они издают характерный звук хвостом. При этом, как обнаружили ученые, колибри Коста в отличие от других родственных видов, совершают свое «погружение» не перед самками, а в стороне от них – так, чтобы минимизировать эффект Допплера. Суть этого эффекта в том, что частота звуковых меняется в зависимости от движения их источника по отношению к наблюдателю. Например, если машина скорой помощи приближается к нам, тон звука будет увеличиваться, а если удаляется – звук будет уменьшаться. Чем выше скорость, тем сильнее проявляется «допплеровское смещение».

Также биологам удалось выяснить, что самцы Калипта Коста «нацеливают» свой звук, поворачивая во сторону самок половину своего хвоста вертикально на 90 градусов. Почему именно половину, ученым пока неизвестно. Они предполагают, что это связано с анатомическими особенностями.

Исследователи не знают точно, как эти маневры звучат для самок колибри. Однако результаты показывают, что самцы могут стратегически манипулировать тем, как самки воспринимают их любовные серенады, «ныряя» таким образом, чтобы скрывать, с какой скоростью они летят. Значит ли это, что кавалеры обманывают своих дам, стремясь выглядеть лучше или быстрее, чем они есть на самом деле? Не обязательно, считают биологи.

Отмечается, что в большинстве исследований ученые основное внимание уделяют статичным показателям, таким как яркое оперение или длина хвоста, однако маневры в движении столь же важны в «любовной стратегии» птиц.

[Фото: Sci-news]