Исследовательская группа из Йельской школы окружающей среды (YSE, США) создала высококачественный биопластик из побочных продуктов деревообработки, который, как надеются ученые, может решить одну из самых насущных экологических проблем в мире, передает пресс-служба YSE.

Попытки перейти от нефтехимических пластиков к возобновляемым и биоразлагаемым пластмассам оказались непростыми: производство биопластиков также может потребовать токсичных химикатов и является дорогостоящим, а механическая прочность и водостойкость материала часто недостаточно высоки. Но исследователи совершили прорыв, используя побочные продукты древесины, что дает надежду на производство более прочных и устойчивых биопластиков.

В статье, опубликованной в журнале Nature Sustainability, ученые описывают процесс преобразования пористой матрицы натурального дерева в суспензию. Полученный материал демонстрирует высокую механическую прочность, стабильность при удерживании жидкостей и стойкость к ультрафиолетовому излучению. Чтобы создать суспензионную смесь, исследователи использовали древесный порошок – отходы обработки, обычно выбрасываемые как отходы на лесопильных заводах – и разрушили рыхлую пористую структуру порошка с помощью биоразлагаемого и пригодного для повторного использования глубокого эвтектического растворителя (DES). Полученная смесь содержит достаточно твердых веществ и обладает высокой вязкостью – поэтому из нее легко можно делать пластмассовые предметы различных форм.

Новый биопластик может безопасно разлагаться безопасно в природе, не воздействуя на окружающую среду в течение жизненного цикла – в отличие от пластмасс а нефтяной основе и других биоразлагаемых пластиков. Проверяя воздействие нового материала на окружающую среду, ученые закопали листы биопластика в почву. Через две недели листы потрескались, а через три месяца – полностью разрушались. Кроме того, отмечают авторы работы, «древесный биопластик» можно переработать и снова превратить в суспензию путем механического перемешивания, что также позволяет повторно использовать DES.