Астрономы из Аризонского университета (США) заметили, что экзопланета Фомальгаут b, расположенная за пределами Солнечной системы, исчезла. Исследование показало, что этой планеты никогда и не существовало: вместо нее телескоп «Хаббл» на самом деле видел огромное расширяющееся облако пыли – вероятно, от столкновения двух планет, передает пресс-служба NASA. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Об открытии экзопланеты Фомальгаут b сообщили в 2008 году, после изучения данных, полученных четыре и два года ранее. Чуть позже снимки «Хаббла» показали, что этот объект движется. Это подтверждало теорию о том, что Фомальгаут b – экзопланета. В 2014 году «планета» без вести пропала. В последний раз она была замечена на орбите звезды Фомальгаут на расстоянии 25 световых лет.

Еще когда Фомальгаут b только открыли, она уже казалось странной: слишком сильно она отличалась от других найденных экзопланет. От объекта исходил яркий свет в видимом излучении – что весьма необычно для экзопланеты, которая слишком мала, чтобы отражать достаточно света от своей звезды-хозяина, чтобы ее можно было увидеть с Земли. В то же время на объекте не было обнаружено никаких признаков инфракрасного теплового излучения – опять же, весьма необычно, поскольку планета должна быть достаточно теплой, чтобы сиять в инфракрасном диапазоне. Особенно такая молодая, как Фомальгаут b. Астрономы предположили, что дополнительную яркость придает огромная оболочка или кольцо пыли, окружающее планету, которая могла быть связана со столкновением.

Новая теория состоит в том, что объект с именем Фомальгаут b медленно расширяется от удара, который взорвал рассеивающееся облако пыли в космос. Ученые считают, что столкновение произошло незадолго до первых наблюдений, проведенных в 2004 году. Поскольку Фомальгаут b в настоящее время находится внутри огромного кольца ледяного мусора, окружающего звезду Фомальгаут, столкнувшиеся тела, вероятно, представляли собой смесь льда и пыли – подобно кометам в поясе Койпера.

Сейчас облако «мусора», состоящее из частиц пыли размером около одного микрона, или около 1/50 диаметра человеческого волоса – не попадает в пределы обнаружения Хаббла. По оценкам специалистов, пылевое облако расширилось до размеров, превышающих размер орбиты Земли вокруг Солнца.

[Иллюстрации: ESA, NASA and M. Kornmesser; NASA, ESA, and A. Gáspár and G. Rieke (University of Arizona)]