0 комментариев 677

Ранее обнаруженная экзопланета оказалась облаком пыли

Экзопланета Фомальгаут b, расположенная за пределами Солнечной системы, исчезла. Исследование показало, что этой планеты никогда и не существовало: вместо нее телескоп «Хаббл»  видел огромное расширяющееся облако пыли.

Астрономы из Аризонского университета (США) заметили, что экзопланета Фомальгаут b, расположенная за пределами Солнечной системы, исчезла. Исследование показало, что этой планеты никогда и не существовало: вместо нее телескоп «Хаббл» на самом деле видел огромное расширяющееся облако пыли – вероятно, от столкновения двух планет, передает пресс-служба NASA. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

Об открытии экзопланеты Фомальгаут b сообщили в 2008 году, после изучения данных, полученных четыре и два года ранее. Чуть позже снимки «Хаббла» показали, что этот объект движется. Это подтверждало теорию о том, что Фомальгаут b – экзопланета. В 2014 году «планета» без вести пропала. В последний раз она была замечена на орбите звезды Фомальгаут на расстоянии 25 световых лет.

Еще когда Фомальгаут b только открыли, она уже казалось странной: слишком сильно она отличалась от других найденных экзопланет. От объекта исходил яркий свет в видимом излучении – что весьма необычно для экзопланеты, которая слишком мала, чтобы отражать достаточно света от своей звезды-хозяина, чтобы ее можно было увидеть с Земли. В то же время на объекте не было обнаружено никаких признаков инфракрасного теплового излучения – опять же, весьма необычно, поскольку планета должна быть достаточно теплой, чтобы сиять в инфракрасном диапазоне. Особенно такая молодая, как Фомальгаут b. Астрономы предположили, что дополнительную яркость придает огромная оболочка или кольцо пыли, окружающее планету, которая могла быть связана со столкновением.

Новая теория состоит в том, что объект с именем Фомальгаут b медленно расширяется от удара, который взорвал рассеивающееся облако пыли в космос. Ученые считают, что столкновение произошло незадолго до первых наблюдений, проведенных в 2004 году. Поскольку Фомальгаут b в настоящее время находится внутри огромного кольца ледяного мусора, окружающего звезду Фомальгаут, столкнувшиеся тела, вероятно, представляли собой смесь льда и пыли – подобно кометам в поясе Койпера.

Сейчас облако «мусора», состоящее из частиц пыли размером около одного микрона, или около 1/50 диаметра человеческого волоса – не попадает в пределы обнаружения Хаббла. По оценкам специалистов, пылевое облако расширилось до размеров, превышающих размер орбиты Земли вокруг Солнца.

[Иллюстрации: ESA, NASA and M. Kornmesser; NASA, ESA, and A. Gáspár and G. Rieke (University of Arizona)]