Новости науки на портале «Научная Россия»

Лев Матвеевич Зеленый об итогах заседания Совета по космосу РАН

Академик РАН, научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Матвеевич Зеленый прокомментировал итоги очередного заседания Совета РАН по космосу

2 апреля в здании президиума Российской академии наук состоялось очередное заседание Совета РАН по космосу. Главная тема заседания - внеатмосферная астрономия и перспективы ее развития, в частности реализация российской программы "Спектр". Многие объекты и процессы во Вселенной нельзя увидеть с помощью наземных обсерваторий. Необходимо выйти за пределы атмосферы Земли в поисках новых ответов.

«Вопрос внеатмосферной астрономии всегда актуален. На очередном Совете по космосу РАН мы обсуждали программу «Спектр» и все ее проекты. Внеатмосферная астрономия играет большую роль в космических исследованиях, поскольку задачи, которые решают спутники вне атмосферы не были бы решены на Земле, потому что большая часть рентгеновского и гамма-излучения поглощается атмосферой нашей планеты", - отметил Лев Матвеевич Зеленый

Радиоастрон. Источник: Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева Российской Академии наук

Удачный пример - работа уникального космического интерферометра "Радиоастрон" — самого крупного физического прибора, когда-либо реализованного людьми.

"В начале 80-х годов был создана программа «Спектр». Но первый проект, задуманный в 80-х годах, был запущен только в 2011 году – космический аппарат «Спектр-Р» или Радиоастрон, который работал в радиодиапазоне. Он полностью отработал планируемый срок– 5 лет, и даже больше. Но в этом году связь с ним была потеряна. Мы надеемся ее восстановить, но, похоже, что эту проблему решить уже не получится ", - рассказал Лев Матвеевич.

Наблюдения "Радиоастрона" доказали, что квазары - активные ядра галактик -  на самом деле как минимум в десять раз ярче, чем предполагалось. Учеными также были обнаружены  области экстремальной яркости квазаров, чего никто из них даже не мог предположить.

Следующим в серии " Спектр" должен стать проект "Спектр-РГ" ("Спектр-Рентген-Гамма"). Это космическая обсерватория, предназначенная для изучения Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн. "Спектр-РГ" - международный проект. Он включает в себя два телескопа: eRosita, созданный Институтом внеземной физики общества имени Макса Планка (Германия), и ART-XC, разработанный Институтом космических исследований РАН и изготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове.

Лев Матвеевич рассказал о том, что руководитель проекта «Спектр-РГ» академик РАН Рашид Сюняев и генеральный конструктор  НПО им. Лавочкина Александр Ширшаков представили проект «Спектр-РГ» на заседании Совета по космосу РАН.  Он проходит заключительные испытания и готовится к отправке на космодром Байконур. Запуск запланирован на июнь этого года. "Главная задача «Спектр-РГ» -провести обзор всего неба в рентгеновском диапазоне электромагнитных волн, сделать своего рода «рентгеновскую перепись» наблюдаемой Вселенной . Ведь когда мы смотрим на небо, мы видим звезды в видимом диапазоне, но это лишь малая часть Вселенной. Основные энергетические события можно увидеть только в рентгеновском диапазоне и гамма-диапазоне. И у нас будет возможность построить цельную картину нашего мира".

Главная цель космической обсерватории "Спектр-РГ" - исследования Вселенной в рентгеновском диапазоне электромагнитного излучения, а также создание "карты" видимой Вселенной, на которой будут отмечены все достаточно крупные скопления галактик.

"Спектр-РГ". Источник: Астрофизический проект СПЕКТР-РЕНТГЕН-ГАММА

Третий проект серии "Спектр" - научно-космический проект "Спектр-УФ", который неофициально называют "российским Хабблом". Он разрабатывается в партнерстве с испанскими учеными. Обсерватория будет запущена для изучения физико-химических свойств планетных атмосфер, физики атмосфер горячих звёзд, природы активных галактических ядер, межгалактических газовых облаков.

"Запуск третьего проекта запланирован на 2025 год – это «Спектр-УФ», который будет работать в ультрафиолетовом диапазоне. Каждый из этих проектов направлен на исследования в разных диапазонах, но вместе они создадут полноцветную картину мира", - подчеркнул Лев Матвеевич Зеленый.

"Каждый диапазон несет свою астрофизическую информацию. К примеру, если вы посмотрите на Солнце с помощью обычного телескопа, вы увидите только пятна на Солнце. А если вы выйдите за пределы атмосферы и посмотрите на Солнце в рентгеновском диапазоне, то вы увидите «чудовище» с красными щупальцами и волокнами, которые постоянно из него выходят. И это всё играет большую роль в формировании магнитных бурь на Земле".

«спектр-рг» академик лев зеленый ики ран совет по космосу ран