2 апреля в здании президиума Российской академии наук состоялось очередное заседание Совета РАН по космосу. Главная тема заседания - внеатмосферная астрономия и перспективы ее развития, в частности реализация российской программы "Спектр". Многие объекты и процессы во Вселенной нельзя увидеть с помощью наземных обсерваторий. Необходимо выйти за пределы атмосферы Земли в поисках новых ответов.

«Вопрос внеатмосферной астрономии всегда актуален. На очередном Совете по космосу РАН мы обсуждали программу «Спектр» и все ее проекты. Внеатмосферная астрономия играет большую роль в космических исследованиях, поскольку задачи, которые решают спутники вне атмосферы не были бы решены на Земле, потому что большая часть рентгеновского и гамма-излучения поглощается атмосферой нашей планеты", - отметил Лев Матвеевич Зеленый

Радиоастрон. Источник: Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева Российской Академии наук

Удачный пример - работа уникального космического интерферометра "Радиоастрон" — самого крупного физического прибора, когда-либо реализованного людьми.

"В начале 80-х годов был создана программа «Спектр». Но первый проект, задуманный в 80-х годах, был запущен только в 2011 году – космический аппарат «Спектр-Р» или Радиоастрон, который работал в радиодиапазоне. Он полностью отработал планируемый срок– 5 лет, и даже больше. Но в этом году связь с ним была потеряна. Мы надеемся ее восстановить, но, похоже, что эту проблему решить уже не получится ", - рассказал Лев Матвеевич.

Наблюдения "Радиоастрона" доказали, что квазары - активные ядра галактик -  на самом деле как минимум в десять раз ярче, чем предполагалось. Учеными также были обнаружены  области экстремальной яркости квазаров, чего никто из них даже не мог предположить.

Следующим в серии " Спектр" должен стать проект "Спектр-РГ" ("Спектр-Рентген-Гамма"). Это космическая обсерватория, предназначенная для изучения Вселенной в рентгеновском диапазоне длин волн. "Спектр-РГ" - международный проект. Он включает в себя два телескопа: eRosita, созданный Институтом внеземной физики общества имени Макса Планка (Германия), и ART-XC, разработанный Институтом космических исследований РАН и изготовленный Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове.

Лев Матвеевич рассказал о том, что руководитель проекта «Спектр-РГ» академик РАН Рашид Сюняев и генеральный конструктор  НПО им. Лавочкина Александр Ширшаков представили проект «Спектр-РГ» на заседании Совета по космосу РАН.  Он проходит заключительные испытания и готовится к отправке на космодром Байконур. Запуск запланирован на июнь этого года. "Главная задача «Спектр-РГ» -провести обзор всего неба в рентгеновском диапазоне электромагнитных волн, сделать своего рода «рентгеновскую перепись» наблюдаемой Вселенной . Ведь когда мы смотрим на небо, мы видим звезды в видимом диапазоне, но это лишь малая часть Вселенной. Основные энергетические события можно увидеть только в рентгеновском диапазоне и гамма-диапазоне. И у нас будет возможность построить цельную картину нашего мира".

Главная цель космической обсерватории "Спектр-РГ" - исследования Вселенной в рентгеновском диапазоне электромагнитного излучения, а также создание "карты" видимой Вселенной, на которой будут отмечены все достаточно крупные скопления галактик.

"Спектр-РГ". Источник: Астрофизический проект СПЕКТР-РЕНТГЕН-ГАММА

Третий проект серии "Спектр" - научно-космический проект "Спектр-УФ", который неофициально называют "российским Хабблом". Он разрабатывается в партнерстве с испанскими учеными. Обсерватория будет запущена для изучения физико-химических свойств планетных атмосфер, физики атмосфер горячих звёзд, природы активных галактических ядер, межгалактических газовых облаков.

"Запуск третьего проекта запланирован на 2025 год – это «Спектр-УФ», который будет работать в ультрафиолетовом диапазоне. Каждый из этих проектов направлен на исследования в разных диапазонах, но вместе они создадут полноцветную картину мира", - подчеркнул Лев Матвеевич Зеленый.

"Каждый диапазон несет свою астрофизическую информацию. К примеру, если вы посмотрите на Солнце с помощью обычного телескопа, вы увидите только пятна на Солнце. А если вы выйдите за пределы атмосферы и посмотрите на Солнце в рентгеновском диапазоне, то вы увидите «чудовище» с красными щупальцами и волокнами, которые постоянно из него выходят. И это всё играет большую роль в формировании магнитных бурь на Земле".