Международная группа исследователей из США, Китая, Испании и Израиля под руководством Дениса Тимана (Denise Tieman) установила, какие гены отвечают за естественный аромат помидоров и какие из них стали неактивными в результате селекции в современных культурных сортах этого растения. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

На протяжении многих лет помидоры отбирались человеком за такие качества, как размер и твердость (последнее — для удобства транспортировки), в то время как запах плодов не имел такого значения. В результате этого многие современные сорта этого популярного плодового растения попросту потеряли свой первоначальный вкус.

Для того, чтобы вернуть томатам их естественную ароматность, ученые секвенировали полные геномы 398 современных культурных и диких сортов этого растения. В ходе исследования также 160 образцов томатов, представляющие в общей сложности 101 сорт, прошли проверку среди обычных потребителей, которым было предложено оценить образцы на такие качества, как вкус и интенсивность аромата.

Результаты потребительского теста указали на десятки химических соединений, представляющих интерес. Используя эту информацию, исследователи смогли выявить 13 химических соединений, связанных с ароматом, содержание которых стало значительно меньше в современных сортах. Генетические данные секвенирования использовались учеными для идентификации соответствующих потерянных генов.

Кроме того, авторы работы обнаружили, что плоды меньшего размера, как правило, имеют более высокое содержание сахара. Таким образом, делая длительное время выбор в пользу крупных помидоров, мы пожертвовали также и сладостью плодов.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, как помидоры обрели цвет, но потеряли вкус.

Иллюстрация: Harry Klee, University of Florida]