Помидоры обрели цвет, но потеряли вкус

Из-за стремления к однотипному цвету томатов у них пропал ген, определяющий содержание сахара

Почему в супермаркетах торгуют абсолютно безвкусными помидорами? Учёные нашли ответ на этот вопрос: причина кроется в методике их выращивания и вызванных ею генетических изменениях.

Фермеры, выращивающие томаты в промышленных масштабах, обычно собирают плоды до достижения зрелости. Около 70 лет усилия селекционеров были направлены на то, чтобы получить одинаковый светло-зелёный цвет, сигнализирующий о готовности помидоров к сбору. Как выяснила группа исследователей из Аргентины, Испании, Турции и нескольких американских университетов под руководством Энн Пауэлл (Ann Powell, Калифорнийский университет в Дэвисе), такие ягоды отличаются более низким содержанием хлоропластов по сравнению со своими дикими родственниками. У последних на той же стадии созревания верхняя часть окрашена в более тёмный оттенок зелёного.

Хлоропласты – это те самые органоиды растительных клеток, благодаря которым осуществляется фотосинтез. В ходе этого процесса под действием света и в присутствии белка хлорофилла – он и определяет зелёный цвет большинства растений – углекислый газ и вода перерабатываются в глюкозу.

За количество хлоропластов, в свою очередь, отвечает ген SlGLK2. Практически у всех культурных сортов томатов, исследованных учёными, он оказался неактивным. Обнаружив это, генетики попробовали внедрить данный участок ДНК искусственно, скрещивая фермерские растения с дикими. Содержание глюкозы и фруктозы в плодах увеличилось почти на 40 процентов, как и содержание ликопина – пигмента, окрашивающего томаты красным. Правила не позволяют специалистам пробовать «подопытные» овощи на вкус, однако они уверены, что более высокая насыщенность углеводами сделает помидоры заметно вкуснее, говорил Энн Пауэлл.

По мнению другого участника исследования, Дэвида Френсиса из университета штата Огайо, выявленные генетические мутации – не единственная причина помидорной «безвкусицы». До 80 процентов сахаров синтезируются в листьях и лишь потом переносятся в другие части растения, указывает он. А этот процесс делается невозможным из-за пресловутой привычки фермеров собирать помидоры незрелыми и обеспечивать их искусственное «дозревание».

Источник: Кай Купфершмидт (Kai Kupferschmidt), Science Now